Болиды Формулы-1 поедут на спирте и растительном масле
В формуле-1 готовятся грандиозные изменения в ближайшие годы.
Ударная пятилетка
Через пять лет болиды “Формулы-1” будут ездить на спирте или растительном масле. Их “научат” не терять энергию при торможении, оснастят сложной электроникой и избавят от “лишней” прижимной силы. Еще гоночные машины получат турбомоторы с непосредственным впрыском топлива. Количество топлива на одну гонку, правда, будет ограничено. Кроме того, организаторы намерены запретить использовать “космические” материалы, которые не встретишь в обычном массовом автомобиле.
Все это - планы Международной федерации автоспорта, представленные в конце прошлой недели. Если кто-то из болельщиков еще сомневается в возможности их реализации, то ассоциация автопроизводителей “Формулы-1” GPMA предложения FIA уже одобрила.
Цели
По словам разработчиков всех этих нововведений, никакие изменения в техническом регламенте не должны ставить под угрозу спортивную составляющую чемпионата. Напротив, все эти новшества снизят расходы команд и, следовательно, уровняют их шансы и сделают борьбу более острой, считают в FIA.
Представители Федерации убеждены, что конструкция болидов должна стать “ближе к жизни”. Не секрет, что сейчас в чемпионате применяются технологии, которые ближе к космической промышленности, нежели к автомобильной. С этим в FIA намерены бороться. Речь идет как об ограничении использования редких и высокотехнологичных материалов, так и об ориентации аэродинамических исследований на разработку элементов, которые могут пригодиться и при создании серийных машин. В Федерации мечтают, что “Формула-1” станет исследовательским центром, где будут находить новые технические решения, которые через несколько лет появятся не только в автомобильной промышленности, но и в производстве прочих “товаров народного потребления”.
Сторонники нововведений уверенны, что это единственный путь для “Формулы-1”, который позволит чемпионату сохранить статус вершины мирового автоспорта. Противников пока нет – в FIA и GPMA демонстрирую редкое единодушие.
2007
Регламент на 2007 год уже опубликован. Никаких революционных изменений в следующем сезоне не произойдет. Машины будут комплектоваться теми же моторами V8 объемом 2,4 литра, что и в конце 2006 года. Разработку новых двигателей запретят.
2008
- Возможно внесение изменений в аэродинамику болидов с целью снижения прижимной силы. В частности, могут быть запрещены те аэродинамические элементы, что находятся между передними и задними колесами машин. Это решение еще должно быть согласовано с руководителями всех команд.
- Возможно введение ограничений на использование командами аэродинамических труб при разработке болидов. Причем это ограничение может затронуть не только аэродинамические испытания самих болидов, но и “продувку” моделей гоночных машин.
- Разработка новых моторов будет по-прежнему запрещена.
2009
- Появятся устройства, которые накапливают энергию при торможении и позволяют ее повторное использование при разгоне. Как именно они будут работать, пока не понятно. Сейчас эта энергия никак не используется и попросту теряется. Не исключено, что в 2009 году в “Формулу-1” “придут” гибридные технологии. Тогда рядом с бензиновым двигателем появится электромотор и аккумуляторная батарея. При торможении электромотор будет работать как генератор, заряжая батарею, а при разгоне он поможет бензиновому двигателю.
- Аэродинамику изменят, снизив прижимную силу на 50 процентов. Это уменьшит скорость в поворотах и сделает болиды безопаснее.
- Чтобы отстающим гонщикам стало легче догонять лидеров, в конструкцию болидов внесут некоторые изменения. Подробностей FIA не сообщает.
- Запрет на разработку новых моторов сохранится, но возможно двигатели перенастроят для того, чтобы их “хватало” не на две гонки как сейчас, а на четыре.
2010
- Будут внедрены системы, которые смогут использовать тепловую энергию, выделяемую механизмами болида, для повышения эффективности и скорости машины. Технических подробностей, о том, как эти системы будут работать, пока нет.
- Планируется использование энергии отработанных газов. Куда пойдет эта энергия, и как ее будут отбирать, в декларации FIA не говорится, но речь точно идет не о турбонаддуве – он должен появиться только в 2011.
- Аэродинамику болидов приведут к единому стандарту. Может быть принято и иное решение: правила изменят таким образом, чтобы исследования в области аэродинамики болидов могли быть полезны и при разработке серийных автомобилей. Это значит, что на продукции мирового автопрома появятся те же аэродинамические элементы, что и на машинах “Формулы-1”.
-Последний год действия запрета на разработку новых моторов.
2011
- Применение новых двигателей (один мотор на четыре Гран-при). Их объем и количество цилиндров еще не определены.
- Использование высокоэффективного турбонаддува.
- Введение ограничений на количество топлива.
- Применение непосредственного впрыска топлива в цилиндры.
- Снижение максимальных оборотов двигателя. Если современные моторы “раскручиваются” почти до 20 тысяч оборотов в минуту, то в 2011 году двигатели будут набирать чуть более 15 тысяч оборотов в минуту.
- Использование биотоплива. Это, похоже, станет вкладом “Формулы-1” в борьбу с нефтяной зависимостью. Причем в FIA предлагают командам самим решать, какое именно топливо они выберут. Сейчас наибольшее распространение среди автомобильных биотоплив получил этанол (спирт) или биодизель на основе растительного масла.
Изменение конструкции шасси:
- Дальнейшее снижение прижимной силы.
- Увеличение эффективности подвески и тормозов.
- Командам дадут полную свободу на использование электронных систем в конструкции болидов. Видимо, речь идет о системах стабилизации и контроля тяги.
- Возможно также снятие всех запретов на использование электроники, помогающей пилотам в управлении болидами.
-Введение ограничений на использование высокотехнологичных материалов, которые не применяются в повседневной жизни. В FIA считают, что болид должен быть сделан не из дорогих углепластиков и редких сплавов, а из тех же веществ, что и дорожные машины.
- Применение других “обычных” технологий, которые могут быть заимствованы производителями серийных машин.
2012
- Дальнейшее развитие новых моторов.
Будущее
Более чем на пять лет в будущее специалисты FIA пока заглядывать боятся. По их мнению, дальнейшее развитие технологий породит новые дискуссии между командами и спортивными чиновниками. Кроме того, FIA хочет заставить команды делиться новыми технологиями. Руководство Федерации мечтает о том, чтобы были выработаны ясные правила, по которым одна команда будут покупать ноу-хау у другой.
Пока остается только ждать принятия технических регламентов. Не исключено, что слишком радикальные предложения FIA так и не обретут реальной силы. Ведь не смотря на принципиальное согласие всех сторон, конкретные пункты будущих регламентов могут вызвать жесткую оппозицию со стороны некоторых команд.
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.