Tattoo History: Maori
Первый пост, которым открывается серия рассказов об истории различных стилей татуировки. Выбор пал на татуировки Маори в связи с наличием оной на собственном теле.) Bienvenue tout le monde!
Искусство татуировки пришло в Новую Зеландию много веков назад из Восточной Полинезии. Издревле нанесение перманентных рисунков на островах Тихого океана почиталось за священнодействие, сопровождалось множеством церемоний и ритуальных обрядов.
Хотя маори использовали те же инструменты и методики, что и жители всех полинезийских островов, традиционный стиль «та моко», или «моко», если речь идёт о нанесении узоров на лицо, стал известен во всём мире именно благодаря аборигенам Новой Зеландии. Жители острова не только довели до совершенства искусство нанесения татуировки, но и возвели характерные узоры в ранг культурной традиции. В переводе с языка маори «моко» означает ящерку, которая у аборигенов символизировала дух предков. Среди маори бытовала простая мудрость: «У тебя могут украсть все твои самые ценные вещи, но никто не лишит тебя твоего моко».
В былые времена нанесение «моко» было больше похоже на резьбу по дереву, чем на рисование по телу. Дело в том, что аборигены вовсе не накалывали узоры иглами. Для нанесения тату маори использовали uhi – небольшие долота, с помощью которых рисунки вырезались, оставляя на коже замысловатые шрамы. Мастера нанесения моко (tohunga-ta-moko) использовали в работе разнообразные долота, сделанные из костей альбатроса или рыбы, из акульих зубов и обломков ракушек. Перед тем, как делать татуировку на лице маори, мастера тщательно изучали строение черепа аборигена. После того как рисунок был готов, новоявленному обладателю «моко» запрещалось самостоятельно принимать пищу: вода и жидкая пища вводились с помощью специальной трубки.
Сходство с резьбой по дереву заключалось и в том, что традиционные узоры зачастую повторяли те, что резчики наносили на деревянные предметы. Основные символы «та моко» – линии и спирали. Характерная черта всех узоров – симметричность мотивов.
Спирали, безусловно, самый распространённый элемент, значение которого можно обозначить как «рождение». По спиралям можно было определить, из какого рода или племени их владелец, его происхождение. Для воинственных маори одним из главных символов была двуглавая спираль Mango Pare. Она появилась благодаря акуле молот, которая в искусстве маори является символом решимости, силы и воинского духа, свирепости. По такой спирали с двумя закрученными концами можно было определить, что маори – воин.
Расположение линий в маорийской татуировке бывало самым разнообразным. Раньше haehae lines лучами, лестницами и другими узорами означали военные заслуги маори: сколько врагов убил абориген, количество битв, в которых маори принимал участие, даже количество ранений.
Но, несмотря на тесную связь узоров татуировки с военными традициями маори, свою важнейшую роль «моко» играло в социальной жизни. Юношам и девушкам первые «та моко» наносились как символ перехода во взрослую жизнь.
По татуировкам можно было определить очень многое. Наиболее информативным было мужское «моко» – маскообразная татуировка на лице, которая состояла из следующих разделов:
• Ngakaipikirau (разряд). Центральная часть лба
• Ngunga (положение). Область вокруг бровей
• Uirere (разряд). Глаза и область носа
• Uma (первый или второй брак). На висках
• Raurau (подпись). Область под носом
• Taiohou (работа). Область щек
• Wairua (сословие). Подбородок
• Taitoto (статус рождения). Челюсть
Видно, что татуировка – это и паспорт, и родословная, и список подвигов в одном. Как правило, по тщательности исполнения рисунков можно было определить место, занимаемое аборигеном в обществе. Чем больше рисунков на лице, тем выше статус у их обладателя в племени. Аборигены, на лице которых вовсе не было «моко», теряли почти все общественные права: положение папа-теа (пустого лица) в обществе фактически являлось рабством. Покрывать тело «та моко» полностью имели право только вожди и их родственники. Вся маорийская знать обязательно носила «моко». Если же оказывалось, что татуировка на теле маори не соответствовала его статусу, то это каралось смертью.
Помимо социальной, была ещё одна важная причина, по которой маори столь много внимания уделяли татуировкам. Она заключалась в том, что аборигены были уверены, что «моко» повышает привлекательность её обладателя в глазах представителей противоположного пола. Мужчинам обычно делали тату на лице, спине, ягодицах (raperape), животе и бёдрах (puhoro). Татуировки женщин были более скромными, их попросту было меньше. Чаще всего они делались на губах (kaue) и подбородке. А также ягодицах, животе и бёдрах.
Столь популярное в средние века искусство «та моко» постепенно начало угасать в середине 19 века, когда англичане вторглись в Новую Зеландию. Непокорные воины маори, естественно, попытались оказать захватчикам сопротивление, которое впоследствии получило название «маорийские войны». Но аборигены проиграли европейцам, а спустя некоторое время мужчины маори практически перестали делать себе «моко». Женщины были верны традиции гораздо дольше, вплоть до двадцатого века. Для них татуировка являлась воплощением древней культуры, символом неповторимости маори.
В конце 19 века иглы пришли на смену долотам. Очевидные преимущества более современного инструмента: увеличилась скорость нанесения, сам процесс стал менее опасным для здоровья. Но вместе с этим «моко» потеряло свою, казалось, неотъемлемую часть – рисунки стали абсолютно гладкими. Год за годом традиция медленно умирала. Всё меньше новозеландцев видело смысл в замысловатых древних узорах.
Но неожиданно, в 1990-х годах, искусство нанесения «та моко» получило вторую жизнь: такая же ситуация годами раньше случилась и с забытыми кельтскими узорами. И мужчины, и женщины стали делать «моко» как знак культурного единства. Сей факт стал ещё одним подтверждением возрождения культуры и языка маори. Потомки воинственных аборигенов не только стали делать татуировки, но некоторые мастера даже вновь стали использовать uhi. На сегодняшний день в Новой Зеландии, в отличие от прежних времён, много женщин, которые занимаются нанесением татуировки.
Trouvés sur l'Internet.
Françuz vie.
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.