блог сообщества SMOTRA THE MOTO COMMUNITY

расколбас на мотоцикле

друзья, привет!
явление вообщем то известное, но новичкам, думаю, должно быть интересно.

что делать и как быть, если Вас начало кидать из стороны в сторону?
главное - не паниковать (как говорит мой отец, падать больно и не гигиенично).



как там говориться, дале под кат, так? )


Как пишут отцы гоночных теорий вроде К. Кода, расколбаса просто так на технически исправном мотоцикле не бывает, во всем всегда виноват райдер. Что такое расколбас? Это когда руль начинает неконтролируемо ходить из одной стороны в другую, причем с такой силой, что удержать его практически невозможно.

Различают три стадии расколбаса:
1. Легкий (шимми, shimmy). Для этого дела характерна небольшая амплитуда колебаний руля, которая постепенно затухает. Как правило быстро проходит, поэтому немногие успевают испугаться и наделать глупостей.
2. Средний (воблинг, wobbling). Дает больше поводов испугаться. Амплитуда колебаний руля на 1/3 - 2/3 хода руля постоянная или растет. При растущей амплитуде легко переходит в третью стадию.
3. Полный расколбас (tank slapper). Последняя, самая интересная стадия. Характерна тем, что рукоятки руля лупят по ограничителям хода руля, а если их нет или они сломались, то лупят по бензобаку.

Насколько я могу объяснить эффект расколбаса с физической точки зрения, происходит вот что. Основной причиной является смещение точки контакта переднего колеса в сторону. Затем, колесо пытается вернуться обратно, руль выворачивается в сторону, и возникает сила Кариолиса. Она, как известно, приложена к вращающемуся телу, лежит в плоскости вращения и перпендикулярна вектору скорости перемещения тела относительно вращающейся плоскости. Если кто не осилил предыдущее предложение: возьмите велосипедное колесо, раскрутите и попытайтесь его наклонить - оно будет сопротивляться. Это и есть действие этой силы, которая приводит к периодическим колебаниям руля.

В реальности расколбас обычно начинается при агрессивном ускорении на выходе из поворота, когда переднее колесо разгружено и под него попадает какая-то неровность дороги. Спортивные мотоциклы с небольшим выносом вилки наиболее сильно подвержены этому явлению, и у них к тому же наиболее мощные моторы, что делает легкое шимми практически повседневным явлением. Впрочем, заметить его можно только на видеосъемке, т.к. при наличии рулевого демпфера и правильной посадки на мотоцикле, шимми затухает втечение долей секунды. Также причиной расколбаса может стать приземление переднего колеса на асфальт под неправильным углом.

Как бороться с этим явлением? Есть абсолютно тупой, но тем не менее правильный совет - не паниковать. Паника приводит к жесткому хватанию за руль, что только увеличивает расколбас. Повторюсь, что технически исправный мотоцикл, который к тому же оборудован рулевым демпфером, справляется с расколбасом самостоятельно. Ему просто не нужно мешать это делать. Поэтому руки на руле должны быть всегда расслаблены, чтобы колебания руля не передавались на раму через тело райдера. Худшее, что можно сделать - это крепко ухватиться за руль и снять ноги с подножек. В этом случае есть все шансы порадовать окружающих аварией, которая им надолго запомнится.

То, что при расколбасе нельзя пользоваться передним тормозом, подтверждают практически все. Но две теории насчет того, как работать в этом случае с газом.

Первая заключается в том, чтобы поймать наиболее устойчивое положение мотоцикла и резко добавить газ, разгружая переднее колесо, но не отрывая его от асфальта. При этом нужно сидеть, крепко охватив коленями бензобак, и руки должны быть расслабленными. Таким образом, мы даем рулевому демпферу второй шанс сделать свою работу по прекращению колебаний руля, к тому же не теряем динамику разгона. Это работает, но только тогда, когда есть запас по оборотам двигателя и есть куда разгоняться.

Вторая теория борьбы с расколбасом состоит в том, чтобы перенести массу на переднее колесо и сбросить газ. При этом также не нужно бороться с рулем, т.е. по возможности не препятствовать его колебанию. Понимаю, звучит противоречиво, т.к. сложно висеть на руле с расслабленными руками. Тем не менее, это тоже работает!


Вот как то так.

Народ, берегите себя и не жмите бабло на рулевой демпфер, штука действительно полезная!!!


интересно?

  1. да (73% — 35 голосов)
  2. нет (2% — 1 голос)
  3. я на мопеде, мне вапще пофигу, трезвый не езжу. (25% — 12 голосов)
13
25 January 2011 в 22:51
3605
24
Последний раз отредактировал Koka Morozov.Moto, 25 January 2011 в 23:00
24 комментария:
Mike Bro
#  Mike Bro.NKM  25 January 2011 в 22:55

Отличный пост, достойный топа, хоть я и не мотоциклист, но оцениЛ!

1
Koka Morozov
#  Koka Morozov.Moto  25 January 2011 в 22:56

че то видео никак вставить не могу (

1
Mike Bro
#  Mike Bro.NKM  25 January 2011 в 23:01
1
Koka Morozov
#  Koka Morozov.Moto  25 January 2011 в 23:02

во-во, спасибо.

1
rap-pro228
#  rap-pro228.31rus  25 January 2011 в 22:57

хороший пост,интересен и полезен))+

1
Huma
#  Huma.OLD  25 January 2011 в 22:57

воблинг от слова ВО БЛЯ ?)

1
FunnyRoach
#  FunnyRoach  25 January 2011 в 23:05

а что по демпферам, какой лучше ставить?

1
Koka Morozov
#  Koka Morozov.Moto  25 January 2011 в 23:07

а это вопрос для отдельной темы )
разный принцип работы, разные произвдители...
но толк есть от любого - факт...

1
FunnyRoach
#  FunnyRoach  25 January 2011 в 23:24

это был намёк на отдельную тему про демпферы =))) на cb400 без него было нормально, очень редко бывали только шимми, а вот на cbr600rr думаю надо уже ставить, только не знаю какой...

1
Mike Bro
#  Mike Bro.NKM  25 January 2011 в 23:07

Это 2 стадия перешедшая в 3?
2
отредактировал Mike Bro.NKM, 25 January 2011 в 23:16
CBR1000RR
#  CBR1000RR  25 January 2011 в 23:08

Выложил тоже интересный пост. VALENTINO РОССИ

1
NaRas
#  NaRas  25 January 2011 в 23:17

просмотрев видео, ужасаешься(

а так очень полезные посты в последнее время пишите) интересно читать! давайте в том же духе)))

2
Mike Bro
#  Mike Bro.NKM  25 January 2011 в 23:22

Динар, у тя такое было?

1
NaRas
#  NaRas  25 January 2011 в 23:44

я насмотрелась мото аварий в реале, к сожалению(

1
iVanes BMW
#  iVanes BMW  25 January 2011 в 23:20

Спасибо за пост! Теерь буду знать как бороться!..

1
Mike Bro
#  Mike Bro.NKM  25 January 2011 в 23:33

Живой пример удачного выхода из глубокого воблинга! Ну это конечно профи! долго искал.

1
отредактировал Mike Bro.NKM, 25 January 2011 в 23:50
est-rus
#  est-rus.ee  25 January 2011 в 23:51

da 4el nerealno kruto usmiril eetu xrenovinu

video ot Mike Bez.СРБ

1
Jesse
#  Jesse  25 January 2011 в 23:37

Отличный пост, БРО! =)))))))))))))

1
Koka Morozov
#  Koka Morozov.Moto  25 January 2011 в 23:55

все для Вас, друзья )

1
zima-199
#  zima-199.Moto  26 January 2011 в 09:25

Бро))))))))))))))))))))

0
Mike Bro
#  Mike Bro.NKM  25 January 2011 в 23:53

Кстати! У кроссовых воблинга нет вроде да? в мотокросе? или есть?

1
Koka Morozov
#  Koka Morozov.Moto  25 January 2011 в 23:56

мне кажется, там дрифт )))

1
Ляксей Сергеич
#  Ляксей Сергеич.56rus  26 January 2011 в 07:38

Понравилось!Отличный пост!

1
zima-199
#  zima-199.Moto  26 January 2011 в 09:26

МОРОЗЫЧ КРУТЬ!!!!!!!!!!

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29