блог сообщества Беларусь

Беларуский автомобиль мечта или реальность

Люди мы не суеверные, но поселок Обчак возле Минска, похоже, несчастливое место для рождения первенца — белорусского легкового автомобиля. А может, причина вовсе не в месте, а в чем-то ином?

В 1997 году предприятие «Форд Юнион» начало там сборку именитого «Форда», двух наиболее массовых моделей — «Эскорт» и «Транзит». Прогнозировали, что белорусские «форды» пробьют себе дорогу на огромный российский рынок, а там, глядишь, и до казахстанского рукой подать. Сегодня, в условиях единого таможенного пространства, такая заманчивая перспектива выглядит более чем реально. Однако в 2001 году, не удовлетворенный состоянием дел, проект покинул главный инвестор сборочного производства — компания «Ford Motor Company», и он свернулся...

В 2004 году ЗАО «Юнисон» был представлен новый проект – сборка польских малотоннажных грузовиков «Lublin» грузоподъемностью от 800 до 1800 килограммов. Уже тогда было ясно: автомобиль устаревший (разработка Научно-исследовательского автомоторного института еще советского Минпрома), испытание рынком не выдержит. Советский Союз приказал долго жить, а кировабадский завод в суверенном Азербайджане оказался не готовым освоить их производство. В итоге техдокументацию подобрали поляки. Автомобили, названные «Lublin», стали аутсайдерами продвинутого европейского автопрома. В польское чудо на колесах вложили инвестиции англичане и корейцы, но, оценив шансы их вернуть, решили сплавить неэффективные активы на Восток. Первой на пути оказалась Беларусь, где продвигать проект взялось ЗАО «Юнисон», поставив задачу максимально локализовать производство комплектующих для автомобиля в стране и снизить его стоимость. Были расчеты покорить автофургончиком также российский рынок, но и они не оправдались. Таможенные органы соседнего государства обложили экспорт конкурентов «газели» высокими пошлинами. Причина? Более половины комплектующих изделий не были белорусскими – электрооборудование немецкое, двигатели австрийские, гидравлика японская. В итоге экспорт стал себе дороже, да и для отечественного покупателя такой автомобиль оказался не по средствам.

Следующая «жертва» Обчака — проект по сборке народного автомобиля «Саманд» из иранских машинокомплектов. Модель второй половины прошлого века «Пежо-405» под брендом «Саманд» не впечатлила белорусов ни качеством, ни ценой. Не случайно по этому поводу весьма жестко высказался в разговоре с парламентариями первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко: «За пять лет работы только около тысячи автомобилей было произведено и продано, и то под моим нажимом — в МВД, еще куда-то, в госструктуры. Потому что не покупают. И цена слишком высокая для такого класса автомобилей, и модель устаревшая».

По словам первого вице-премьера, правительство ставило перед иранскими инвесторами задачу — построить в Беларуси цеха по сварке и покраске кузовов. Тогда цена конечного продукта была бы гораздо ниже, а сами автомобили могли конкурировать, если и не с новыми мировыми брендами, то хотя бы с их бэушными представителями.

«Ни до чего акционеры не договорились, — резюмировал Владимир Ильич. — Поэтому мы на эти площади, скорее всего, будем приглашать китайские фирмы».

Вот какое мнение о причинах неудач и перспективах создания в стране доступного по цене и качеству автомобиля вы-сказала в беседе с корреспондентом «Р» генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Людмила Шабанова:

— Наверное, было бы целесообразно вкладывать инвестиции в производство комплектующих, необходимых для сборки автомобилей ведущих мировых компаний, наладить сотрудничество с высокотехнологичными производителями. Это послужило бы хорошей базой для создания у нас в стране современных производств, ориентированных на экспорт. Мы абсолютно согласны с позицией первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко относительно перспектив у нас иранского автомобиля «Саманд». Если брать технологии, то только передовые, чтобы занять собственную нишу в этом сегменте. Надо было учитывать и то обстоятельство, что отечественный рынок до «самандов» был насыщен современными автомобилями. Чего греха таить, устаревшая модель не может конкурировать с высокотехнологичным продуктом (пусть даже бэушными автомобилями) и выйти на нем победителем. Давно прошли те времена, когда «жигули» были главным автомобилем на наших дорогах. Хотя надо признать, что и технологии российского автопрома на месте не стоят. Та же «Лада» вновь становится популярной на белорусском рынке, и не только за счет более низкой цены, но и возросшего качества. Если инвестор владеет современными технологиями автомобилестроения, то почему бы не создать в стране для него все условия, необходимые для успешной работы. Поэтому брать сегодня и менять «Саманд» на такую же темную лошадку автопрома будет не совсем логично.

Белорусский автомобиль: есть три «но»…

Неужели страна, выпускающая такие серьезные бренды, как БелАЗ, МАЗ, «Амкодор», не может наладить производство легковых автомобилей? С этим вопросом «Р» обратилась к председателю совета директоров ОАО «Амкодор» Александру Шакутину:

— Если честно, то давно хотел создать в Беларуси производство легковушек. К сожалению, пока этот проект остается только мечтой.

Напомню, существует три тенденции машиностроения: легковое, грузовое и специальное. Наша марка относится к последней, поэтому технология производства техники «Амкодора» отличается от автомобильной. Например, в новых моделях мы используем пластик для внешнего и внутреннего антуража, в то время как для производства легковых машин нужны огромные штамповочные прессы.

«Амкодор» никогда не станет заниматься созданием сборочного производства. Отверточная сборка для нас – это падение вниз, все равно, что расписаться в собственном бессилии.

Либо создавать 100 % сборочное производство, либо не создавать ничего! Если поднапрячься, то свою машину можно создать в течение года. Конструктора есть и у нас. И неправда, что их квалификация не соответствует европейским стандартам. У нас хорошие специалисты, другое дело, что создать с нуля новый автомобиль не всегда просто. Но уровень наших конструкторов позволяет на основе имеющихся решений это сделать.

Сегодня мы параллельно создаем три десятка новых машин. В свое время многие говорили, что невозможно создать землевоз, это очень сложно. Наши конструкторы сделали его с нуля. А ведь специальная техника намного сложнее, она насыщена гидравликой, электроникой, работает в сложных условиях, нагрузка распределяется на все углы.

Для того чтобы сделать легковую машину, необходимо вложить 100 миллионов долларов. Будет такая сумма – можно будет заниматься. Нет – не стоит даже и думать…

У нас пока нет элементной базы: моста, коробки, других узлов и агрегатов. Необходимо все это сконструировать либо где-то купить. Для автопроизводителей, которые приобретают комплектующие массовыми партиями, заводы запчастей предлагают их по более выгодной цене. Поэтому чтобы сделать машину для Беларуси, нужны собственные комплектующие.

К тому же пока очень дорогие кредитные ресурсы. К примеру, Индия финансирует экспорт, в том числе и создание производств за пределами страны. Местные банки кредитуют подобные проекты по ставкам от 1 до 4 % годовых и дают отсрочку по первому взносу на четыре года. Сравните это с нашей ситуацией, когда предлагается создавать производство, имея 18-процентную ссуду.

Если государство заинтересовано в том, чтобы появились производители комплектующих, любой готовой продукции, необходимо грамотно продумать, кому выделять средства, чтобы такие заводы возникли. По моему мнению, для создания белорусского автомобиля необходимы три составляющие: команда (компания, которая сможет взвалить на себя этот проект), ресурсы (деньги, которые дадут возможность создать производство) и элементная база, которая позволит по стоимости быть авто конкуренто-способными на внешних рынках. Элементная база в свою очередь начинается с того, что нужно хорошее литье. Пока мы не создадим нормальные условия для развития машиностроения элементной базы, будет сложно что-то сделать. Мы всегда будем проигрывать по качеству. И сегодня по этой причине нам очень сложно
конкурировать.

Взял от сюда http://av.by/news/index.php?event=View&news_id=12298

Реально или нет

  1. Да можем (31% — 5 голосов)
  2. Нет неможем (31% — 5 голосов)
  3. Можем но без помощи не обойтись (38% — 6 голосов)
1
25 February 2011 в 13:48
875
4
4 комментария:
Prive
#  Prive  25 February 2011 в 14:18

буду первая!
моё,сугубо личное, мнение что это бессмысленная затея! Да, создадим мы чудо белорусского автопрома! И даже если качество у него будет на "уровне", никто его покупать не будет, разве только как обычно под НАЖИМОМ государства! На автомобильном рынке полно экземпляров про которые мало кто вообще слышал! такие же энтузиасты, выпустили пару комплектаций и завернулись! Чтобы машину покупали необходима серьёзная и качественная реклама (у нас только недавно об этом стали задумываться)! "эксперты" могут сколько угодно говорить о качестве, надёжности и т.д. автомобиля, но слова надо делом подтверждать, а пока о нашем чуде заговорят в массах,обкатают его, так и до конца света не долго...
С/Х технику хорошо делаем!!!! пускай так и остаётся! хотя чем чёрт не шутит)))

0
Helge
#  Helge.by  25 February 2011 в 14:24

Пост создавался под впечатлением новых расценок на растоможку (((

0
Prive
#  Prive  25 February 2011 в 14:31

да уж! с растоможкой беда! до 1 июля всем "коней" нужно поменять , ну или приобрести ))) или на трактора пересядем!

0
Helge
#  Helge.by  25 February 2011 в 14:45

Я не магу быстро выбрать ((( я их все люблю

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29