личный блог yellow8888

Про завод завод Пежо-Ситроен-Митсубиши в Калуге.



Дело было около полувека назад. Лидеру коммунистической партии США Гэсу Холлу была проведена экскурсия по АЗЛК. В то время этот завод с только что привезенным и установленным высокотехнологичным французским оборудованием был гордостью страны. Уже после, в частной беседе, Гэс Холл признался, что появилась еще одна причина, по которой ему нравится идея социализма: «На ваших заводах в рабочее время бездельников больше, чем на американских во время обеденного перерыва. Как вам удается вообще что-то производить?» Как обстоят дела на французско-японском заводе ПСМА Рус в Калуге удалось узнать на запуске производства нового Ситроен С4 седан.
А помнишь, как все начиналось?

Первые упоминания о совместном предприятии ПСМА Рус начались весной 2006 года, когда французская компания начала переговоры с Минэкономразвития России о возможном строительстве завода в Российской Федерации. В 2008 году PSA Peugeot Citroёn и Mitsubishi Motors Corporation объявили о совместном строительстве автозавода близ Калуги общей мощностью 160 тыс. автомобилей в год. Производственные мощности были поделены пропорционально вложениям PSA (70%) и Mitsubishi (30%).

Местом для строительства был выбран индустриальный парк «Росва» в 23 км юго-западнее г. Калуга, в 2 км от трассы М-3 «Москва-Киев». Якорным предприятием является именно совместное производство Пежо-Ситроен-Митсубиши, расположенное на территории общей площадью 145 га. Неподалеку расположены заводы «Форесия Интериор Системс» и "Форесия Экзост Системс" – поставщики ПСМА Рус, специализирующиеся на производстве интерьеров для автомобилей и выхлопных систем соответственно. Кроме прочих, на территории технопарка располагается немецкий завод по производству шин Continental.



В непосредственной близости от индустриального парка "Росва" реализуется строительство микрорайона «Воротынская роща», начатое в июне 2011 года. Его основная задача - обеспечить специалистов, работающих на предприятиях, расположенных в индустриальном парке, благоустроенным жильем. Всего планируется построить 6 тысяч квартир общей площадью 315 тыс. кв. метров и коттеджный поселок площадью 45 тыс. кв. метров. Первые квартиры начали сдаваться уже в конце 2012 года и двести из четырехсот квартир в одном из домов уже зарезервированы для сотрудников ПСМА Рус. Кроме этого будут построены школа, дошкольные учреждения, бассейн, гостиницы, поликлиники, стадион и полдесятка торговых комплексов. Ведь одной из проблем является то, что каждый день служебным автобусам приходится ездить за сотрудниками все дальше и дальше от Калуги и места работы.

В апреле 2010 года была налажена крупноузловая сборка. На заводе собирались кроссоверы-тройняшки (Outlander XL, Peugeot 4008 и Citroen C-crosser) и хэтчбеки гольф-класса Peugeot 308 и Citroёn C4, но к этому времени мощность завода пришлось уменьшить до 125 тысяч машин в год, а инвестиции в производство достигли 550 млн евро, что на 80 млн больше запланированной суммы. Сумму в 500 млн евро (на 50 млн меньше) инвестировала компания Hyundai в строительство завода в Санкт-Петербурге, но мощность завода составляет 200 тысяч машин в год (это в 1,6 раза больше, чем мощность PCMA). Для сравнения инвестиции в завод Форд во Всеволожске в начале нулевых составили всего 330 млн долларов (а не евро) при точно такой же мощности завода, как у французско-японского альянса.



Первым автомобилем, собираемым по так называемой технологии мелкоузловой сборки стал народный седан Peugeot 408. Запуск полного цикла начался именно с этой модели 4 июля прошлого года. Затем, к нему присоединился японский кроссовер Mitsubishi Outlander последнего поколения, и вот 2 апреля на конвейер встал первый автомобиль Ситроен в сегменте «С» с кузовом седан – Citroёn C4 Седан. Кроме того, как заявил президент компании Mitsubishi Motors Corporation Осаму Масуко на Московском автосалоне, в июле 2013 года японский автопроизводитель начнет выпуск на заводе ПСМА Рус кроссовера Pajero Sport.

Инвестиции в запуск серийного производства Citroёn C4 Седан на заводе в Калуге составили около 120 млн. евро, из которых 50 млн. были потрачены на исследования и разработки, а оставшиеся 70 млн. были вложены в производство. С помощью таких инвестиций Ситроен планирует к 2015 году удвоить свою долю на рынке и занять более 2%.



Значительная часть комплектующих для Ситроен С4 Седан производится в России: на момент запуска локализация производства составила 34%. К слову, у Пежо 408 точно такой же уровень локализации, а Mitsubishi на момент старта производства в ноябре 2012 года имел локализацию на уровне десяти процентов (к 2017 году планируется выйти на тридцатипроцентный уровень). Завод работает с 18-ю российскими поставщиками, большая часть из которых находится в Калуге, обеспечивая поставку70% всех комплектующих для производства Ситроен С4 Седан, кроме того, комплектующие для производства моделей поставляются из Европы, Южной Америки, Китая, Тайланда и Японии.

Специально для модели С4 Седан на заводе в Калуге был создан экспериментальный цех, где с июля по октябрь 2012 года была произведена опытная серия из 38 автомобилей; их испытания проходили в режиме полной конфиденциальности. Всего же во время подготовки проекта на предсерийном производстве были изготовлены около 500 автомобилей, которые прошли более 800 000 км, чтобы убедиться в способности завода выпускать качественные автомобили.



Как же тут все варится?

В этом нам позволили удостовериться, впустив нас в кузовной цех и цех финальной сборки. Что касается цеха покраски, по требованиям безопасности он располагается в отдельном здании и поэтому не был включен в маршрут. Впрочем, поприсутствовать полноценно все равно бы не получилось. Важнейшие операции производят роботы в изолированных от грязи и пыли, носителями которой мы бы являлись, комнатах. Но об этом чуть позже.



Прежде, чем поступить на основную линию сварки, детали кузова автомобиля изготавливаются на ручных постах подготовительных участков линии, а затем операторы выполняют сварку основания, боковин и навесных элементов. Затем части кузова поступают на основную линию сварки. Вначале кузов собирается вручную операторами, которые монтируют боковины, переднюю и заднюю балки и поперечные траверсы на его основание, а также наносят мастику.



После этих операций кузов переходит на роботизированную станцию под названием body flexor. Здесь роботы зажимают кузов специальными шаблонами, тем самым формируя геометрию кузова автомобиля. А потом роботами осуществляется обваривание с помощью сварочных клещей в соответствующих зонах, соединяя элементы кузова между собой. Именно этот этап без преувеличения можно назвать местом, где рождается кузов.



Крыша кузова Citroёn C4 Sedan сваривается при помощи уникального оборудования под названием плазматрон, которое впервые применялось на заводах французской компании Peugeot-Citroёn. Кстати говоря, завод в Калуге является вторым заводом PSA в мире, начавшим использование плазматронов.



После этого сварные металлические конструкции начинают принимать вид будущего автомобиля и поступают на участок монтажа навесных деталей. Кузов поступает в эту зону с главной сварочной линии, и здесь операторы навешивают на него двери, капот и багажник.



Обеспечение качества автомобилей, произведенных в Калуге – является объектом особого внимания. Кроме проведенных предсерийных испытаний за качество продукции отвечают на постах контроля качества. В таких местах кузов проверяется по двум типам параметров. Первый – это его геометрия: величина зазоров и перепадов между навесными частями и кузовом, точность крепления навесных элементов. Второй – все визуальные дефекты кузова: вмятины, царапины, выпуклости и тому подобное. Помимо производственных линий, кузовной цех завода включает в себя две лаборатории. Первая – это зона деструктивного или разрушающего контроля. Здесь проверяется качество сварных соединений, герметика и другие параметры кузова путем разрушения специальным инструментом. Именно разрушающий контроль служит гарантом того, что автомобили выпускаются с должным уровнем качества и безопасности.

Во второй лаборатории производятся измерения различных частей кузова и параметров рабочих и контрольных приспособлений в цехе. Все данные по произведенным измерениям обрабатываются специальной программой, в которой можно увидеть отклонения от нормы и вовремя вмешаться в производственный процесс для осуществления необходимых корректировок.

За постами проверки качества следует доработка кузова, где устраняются мелкие дефекты, если таковые присутствуют, и затем на специальном лифте кузов отправляется в цех покраски. Посмотреть лично на процесс покраски автомобиля не удалось, цех находится в отдельном здании. Там кузов проведет около 9 часов, в течение которых на него будут наносить катафорезное покрытие, грубо говоря, это ванна, в которой на кузов наносится первоначальный слой грунта. Далее, после сушки, в ход идут всевозможные герметики, потом еще грунт, базовый слой краски и лак – всего на один кузов приходится 6 кг продукта. Это не так уж и много. Например, на заводе «Автофрамос» в Москве на один кузов уходит 10 кг краски и еще 2 кг воска. Возможно, все дело в разных технологиях нанесения. Цех покраски оборудован 10 роботами, а в одну смену тут трудятся 100 сотрудников. К слову, именно за счет этого цеха, складов готовой продукции, логистики и инфраструктуры французам и японцам удалось максимально сэкономить при строительстве общего завода. Ведь сварочные цеха и линии финальной сборки для автомобилей С-сегмента и кроссоверов отдельные.



Охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений для ПСМА Рус. Для окрашивания кузовов автомобилей используются только краски на водной основе, а промышленные сточные воды проходят предварительную обработку. Также на заводе широко используется метод сортировки отходов, адаптированный под особенности конвейерного производства.

После долгого столь долгого пребывания в покрасочном цехе, автомобиль поступает в цех финальной сборки. Общая площадь цеха составляет 60 000 кв. метров – это в десять раз больше стандартного садового участка. Кстати, отдельное здание цеха покраски занимает в два раза большую площадь – 130 000 кв. метров. На самом деле – это вовсе немного. Завод PCMA вообще примечателен своей компактностью. В одном здании находятся два цеха (кузовной и финальной сборки), рядом в отдельном помещении располагается цех покраски, о котором шла речь. Центральный офис и обслуживающие департаменты расположены в непосредственной близости от производственной линии. Вся производственная площадь занимает всего 13 гектров.

Линия сборки автомобилей гольф-класса состоит из пяти участков, общей длинной более километра. За час с конвейера сходит 18 автомобилей, при этом на ней задействовано до 150 сотрудников в одну смену. Именно тут оказываются автомобили после покраски и сушки. Здесь с него снимаются двери и двигаются вслед за кузовом по отдельной линии. На данном этапе в голом автомобиле прокладываются электрические жгуты, уплотнители, крепится внутренняя обшивка и приборная панель, а также крепятся стекла.



Оператор выбирает стекло в зависимости от комплектации автомобиля (богато оснащенные версии седана С4 имеют встроенный обогрев всей поверхности лобового стекла) и обезжиривает его специальным раствором. После этого с помощью манипулятора стекло перемещается в зону работы роботов. Первый – позиционирует стекло, а второй – равномерно наносит шнур клея по заданной траектории. Тут уже никак не может вмешаться человеческий фактор, операции вклейки стекол полностью автоматизированы. Разница в монтаже лобового и заднего стекол заключается в том, что лобовое стекло устанавливается оператором при помощи манипулятора, а заднее – при помощи присосок. Еще одно отличие – на лобовое стекло предварительно крепится зеркало заднего вида.



Если предположить, что кто-то из сотрудников забыл, как делать ту или иную операцию, в цехе существуют учебные зоны, в которых рабочие могут еще раз отработать все свои действия. К сожалению или к счастью, во время нашего визита на завод все такие учебные зоны пустовали. Так что поводов усомниться в квалификации сотрудников не возникло.

Следом за участками внутренней отделки идет участок механики. Здесь осуществляется сборка одной из важнейших конструктивных частей автомобиля – ходовой части, без которой перемещение автомобиля по дороге было бы невозможным. Этот участок двухъярусный, он включает в себя основную линию, по которой движется кузов, и вспомогательную, на которой собирается ходовая часть и крепится двигатель. Затем происходит один из ключевых моментов в процессе сборки автомобиля, готовая ходовая часть переходит на основную линию, где соединяется с кузовом на посту под названием «свадьба».



В финальной части линии сборки автомобили заправляют всеми эксплуатационными жидкостями и проверяют работу электроники. Еще раз проводится визуальный внешний и внутренний осмотр, после чего полностью собран и уже своим ходом отправляется на очередные посты проверки качества в световой туннель. В конце концов, один из сотрудников своим ходом вывозит автомобиль из стен завода и паркует его на стоянке, где вперемешку ожидают дальнейшего распределения по автосалонам седаны Ситроен С4, Пежо 408 и кроссоверы Митсубиши Outlander.



Крупноузловая или, как её еще называют, отверточная сборка на заводе уже прекращена. Сейчас в этом месте находится цех логистики. Теперь хетчбеки Peugeot 308 и Citroen C4 не собираются на заводе в Калуге. Тем не менее, они по-прежнему останутся на российском рынке, их вновь придется импортировать в нашу страну. Копий японского кроссовера Outlander у французов тоже больше не будет, так что сейчас на заводе производятся только Peugeot 408, Citroen C4 Sedan и Mitsubishi Outlander. Во второй половине 2013 к ним должен присоединиться еще и Mitsubishi Pajero Sport.

Кроме того, компания уделяет внимание не только качеству выпускаемых машин, но и работам по улучшению условий труда, делая все возможное, чтобы гарантировать здоровье и безопасность своим сотрудникам.



Кадры – наше все.

В настоящий момент на заводе работает около 2700 сотрудников. Большинство работников проживают в Калуге и Калужской области. Также в ПСМА Рус работают около 300 французских экспатриированных сотрудников и технических ассистентов, чья миссия состоит в том, чтобы заложить основы производственного процесса и передать свои знания и опыт русским специалистам. Все сотрудники, задействованные в производственных департаментах, проходят дополнительное обучение в учебном центре в г. Калуга, организованном в сотрудничестве с правительством Калужской области. Руководители среднего звена - в большинстве своем русские сотрудники, также проходят обучение по специальной программе.

Что касается кадров непосредственно для производственной деятельности, то руководство приняло решение принимать на работу людей принимать всех, кто успешно пройдет обучение. Некоторые иностранные компании, открывшие заводы в России, предпочитают нанимать людей без опыта работы в российском автопроме, однако, на работу в ПСМА таких людей ждут, считая, что их проще обучить работать по новым стандартам, чем абсолютных новичков. Тем не менее, на заводе работают даже люди без высшего образования, окончившие, например, ПТУ. Среднюю зарплату рабочих, руководство держит в секрете, на сайтах по поиску работы зарплата также не указана. Хотя, к примеру, Форд не скрывает подобную информацию и смело заявляет, что средняя зарплата работников производства на заводе во Всеволожске составляет 29 814 рублей, а начальная заработная плата – 23 400 рублей.




Каков итог?

За девять месяцев Калужский завод освоил три новые модели (408, новый outlander и C4 седан), летом добавится еще один японский кроссовер. Благодаря предприятию ПСМА Рус в Калужскую область вливаются огромные инвестиции, особенно если вспомнить, что там же располагается завод VW и производство грузовых автомобилей Volvo, шинный завод Continental, производители комплектующих и смазочных материалов расположили свои заводы поблизости. Я почему-то уверен в успешности этого предприятия, ведь они идут уже проторенным путем, ставя на конвейер популярные автомобили одного из самых востребованных сегментов рынка России, седаны гольф-класса. Так поступили в свое время Форд с Фокусом, Рено с Логаном и Фольксваген с Поло Седаном. В конце концов, именно эти машины по сей день возглавляют списки продаж в России, наступая на пятки АвтоВАЗу.





























10
6 May 2013 в 23:26
32210
0
Комментариев еще нет

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29