личный блог TazzzOvOd

Плавниковый стиль




Плавниковый стиль — общее название течений в автомобильном дизайне, существовавших на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века.

В общем и целом, можно сказать, что этот стиль относительно широко использовался со второй половины пятидесятых до середины шестидесятых годов, хотя отдельные примеры использования похожей стилистики можно отметить и за пределами этих временных рамок, причём как вверх, так и вниз.

Изначально плавниковый стиль был характерен для продукции североамериканских производителей автомобилей, но впоследствии он распространился повсеместно, и в других частях света просуществовал намного дольше, чем в самой Северной Америке, причём приняв весьма отличные от исходных формы.

Главным элементом плавникового стиля были непосредственно хвостовые плавники (англ. tailfins) — парный декоративный элемент задней части автомобиля, представляющий собой самые различные варианты стилизованного стабилизатора или киля.

Однако, прочие элементы стиля с течением времени претерпевали значительные изменения.





С самого появления двух стоп-сигналов на задних крыльях дизайнеры старались придать им оригинальную, выразительную форму. Чешские автомобили Tatra выпуска 1930-х годов Т77 и Т87 имели один плавник на крыше, служивший аэродинамическим килем, увеличивающим устойчивость автомобиля на большой скорости.

Однако первые автомобили с намеком на настоящие парные хвостовые плавники появились лишь в США после Второй мировой войны. Родоначальником этого стиля обычно считают дизайнера корпорации General Motors Харли Эрла, творца «Кадиллаков» модели 1948 года, задние фонари которых были оформлены в виде небольших плавничков на задних крыльях, которые именовались «aircraft-inspired „rudder-type“ fenders», то есть «задние крылья в форме самолетных стабилизаторов»[1]. В рекламе указывалось, что на такую идею дизайнеров фирмы натолкнула авиация[1]. Позднее сам Эрл уточнил, что вдохновением для него послужил американский двухбалочный истребитель времен Второй мировой войны P-38 Lightning. Таким образом, изначально плавниковый стиль пришёл в автомобилестроение из авиации.

На протяжении последующих 10 лет в американском дизайне созревали остальные элементы будущего плавникового стиля. Благодаря существовавшей в те годы в США традиции менять дизайн автомобилей каждый год, отдельные вехи становления плавникового стиля среди североамериканских производителей можно датировать с точностью до нескольких лет. За период с 1948 по 1958 годы американские легковые автомобили стали длиннее (длина standard-sized седана начальной ценовой категории выросла за эти годы в среднем с 4,8-5,0 до 5,2-5,3 м), несколько шире и намного ниже (с ~1,7 до ~1,55 м). Мода на низкие, длинные и широкие автомобили привела к тому, что, помимо физической коррекции размеров, изобретались специфические дизайнерские приёмы, заставляющие автомобиль выглядеть ещё длиннее, шире и ниже, чем он был на самом деле.





В конце 1940-х — первой половине 1950-х произошло изменение архитектуры кузова — линия понтона поднялась и объединилась с опустившейся поясной линией, что позволило получить более чистую форму кузова и одновременно существенно улучшить обзорность. Именно в эти годы вошли в моду вертикальные задние фонари. Заднюю часть поднявшейся линии понтона, как правило, оформляли в виде двух отдельных от багажника объёмов, которые объединяли со значительно увеличившими свои размеры в сравнениии с образцами предыдущего десятилетия задними фонарями — вместе они образовывали немного выступающие за пределы кузова скруглённые плавники. Таким образом, задняя часть седана 1940-х годов, состоявшая из двух разделённых в вертикальной плоскости визуальных объёмов — понтона и находящегося над ним более узкого багажника, — превратилась в заднюю часть седана первой половины 1950-х годов, имевшую три разделённых в горизонтальной плоскости объёма: центральный багажника и находящиеся по бокам от него объёмы плавников. Образцами этого стиля являются и отечественные ГАЗ-21 Волга, или Москвичи −402, −407 и −403.




Следующий этап в становлении плавникового стиля относится к середине 1950-х. В оличие от «лепных» обводов и округлых линий американских машин конца 1940-х — первой половины 1950-х годов, начиная с середины 1950-х в моду входят плавно-изогнутые и прямые обводы кузовов. С 1955 модельного года почти всеми производителями США активно используются широкие решётки радиатора, «заходящие» под фары и визуально увеличивающие ширину автомобиля; панорамные лобовые стекла; двух- или даже трёхцветные схемы окраски и прочие атрибуты, характерные для позднейших образцов плавникового стиля. Спрямленная поясная линия переходила в прямую линию остроконечных плавников, резко обрывающуюся сзади. Кузова становятся все более угловатыми

Получают распространение козырьки над фарами и задними фонарями, визуально вытягивающие кузов в длину, козырьки над задними фонарями собственно впоследствии и дают начало четко очерченным остроконечным плавникам. Из отечественных автомобилей к этому стилю относятся «Чайка» ГАЗ-13 и ЗиЛ-111 «Москва», копирующие дизайн наиболее передового в области дизайна американского производителя автомобилей середины 1950-х — Packard. Так же оформление автомобилей Packard 1955 модельного года было частично скопировано для Линкольнов 1956 модельного года и оказало существенное влияние на дальнейшее развитие дизайна автомобилей этой марки.

Настоящий» плавниковый стиль

1957 Ford — настоящие плавники, но ещё двухфарное оформление передка

Наконец, около 1957 модельного года начинают появляться образцы с «настоящими» — выступающими над поясной линией — плавниками.

Подлинными же первыми представителями плавникового дизайна обычно считаются автомобили 1958 модельного года. Помимо всех уже названных черт, они имели очень выразительное оформление решёток радиатора, достигнутое благодаря применению четырёх спаренных по две фар (первый четырёхфарный автомобиль появился ещё в 1957 модельном году, это был Cadillac Eldorado Brougham ручной сборки). Это нововведение очень сильно изменило облик автомобилей, пропорции их передней части. На автомобили этого периода сильное влияние оказала стилистика не только авиации, но и космической техники — на дворе была эпоха массового интереса к ракетно-космической тематике. По рекламным заявления отдельных производителей, огромные плавники имели и практическую функцию — увеличивали курсовую устойчивость за счёт аэродинамичесих эффектов. Ещё одной оказавшей сильное влияние на последующее развитие автомобильного дизайна новинкой 1958 года стала плоская панель крыши.





Пика плавниковый стиль достиг в моделях 1959 года. Большинство производителей выпустили для этого модельного года полностью новые кузова, снабжённые совершенно фантастическими плавниками, решетками радиатора и прочими элементами декора. На некоторых автомобилях (Pontiac) появилось даже четыре плавника — по два на борт. Именно в 1959 году появился автомобиль, ставший символом всего стиля — 1959 Cadillac, имевший очень высокие и четко выделяющиеся хвостовые «кили» и необычайную, сложнейшую решётку радиатора с хромированными имитациями ограненных драгоценных камней.

Пример позднего плавникового стиля в США — Ford 1961 года, сочетающий новое оформление передка и лаконичные формы кузова с небольшими плавниками

Дальнейшая жизнь плавникового стиля в США была недолгой. Уже на следующий, 1960-й, модельный год многие модели получили плавники уменьшенного размера и решётки радиатора нового типа — в один ряд (впервые появилась на Олдсмобилях ещё в 1959 модельном году).

«Плавниковые» кузова просуществовавли у различных североамериканских производителей до 1961…1963 годов, после чего были заменены на новые, на которых плавники если и были, то маленькие, не выступающие выше поясной линии. В дальнейшем декоративный элемент в виде маленьких декоративных плавничков нередко использовался американскими приозводителям, а для Кадиллаков на долгие годы стал фирменной отличительной чертой, но это был уже совершенно иной стиль, намного более строгий и лаконичный.

Причиной быстрого забвения «настоящего» плавникового стиля в США, где он существовал в наиболее экстремальных вариантах, стала в первую очередь его непрактичность. Зачастую дизайнерские находки оказывались красивы, но соврешенно не пригодны для обычной эксплуатации. Например, огромные горизонтальные плавники Шевроле 1959 года делали крышку багажника излишне тяжелой и неудобной в использовании. Обильные хромированные орнаменты при отсутствии особой заботы об антикоррозийной защите приводили лишь к скапливанию влаги и ускоренной коррозии кузовов. Становящиеся с каждым модельным годом всё больше и сильнее изогнутыми панорамные стекла затрудняли посадку в автомобиль, бликовали, искажали картинку и ослабляли проёмы, что приводило к серьёзным деформациям при аварии



Покупатель устал от бутафорского стайлинга, и когда Форд попытался в конце 50-х вывести на рынок совесем уж экстравагантно выглядящую линию автомобилей Edsel, американцы дружно отказались голосовать кошельком за очередной эксперимент буйной фантазии дизайнеров, что превратило по сути технически неплохой (не лучше и не хуже остальных) автомобиль в один из самых великих провалов в истории маркетинга. Зато все более устойчивым спросом пользовались малогабаритные и экономичные автомобили европейских филиалов того же «Форда» и GM.

Кроме того, сами производители быстро поняли, что производство штампованных панелей столь сложной формы, да ещё в условиях буквально ежегодного полного обновления кузовов, обходится слишком дорого. Долго продолжать в том же духе возможным не представлялось. Не случайно восторжествовавший уже в начале 1960-х новый стиль предполагал простые и лаконичные, чистые формы с относительно небольшим количеством блестящего декора, скромными, почти плоскими стеклами и рудиментарными плавниками в виде выдающихся лишь на несколько сантиметров выштамповок.



Американские производители в годы распространения плавникового стиля диктовали мировую автомобильную моду, поэтому влияние этого стиля ощущалось во всех частях света.

Обычно за образец бралось оформление конкретной американской модели. В первые годы распространения стиля очень часто новые черты (плоская панель крыши, плавники) сочетались со старым оформлением передка, как например у Opel Kapitan 1957—63 годов, а то и с модернизированным кузовом более старой модели.

Плавники варьировались от едва заметных декоративных (BMW 700, Москвич-408) до крупных, возвышающихся над поясной линией (Vauxhall Cresta, Fiat 2100 Coupe, Auto Union 1000 Sp).

Ввиду более длительных сроков выпуска автомобилей в Европе, этот стиль продержался здесь в среднем до середины 1960-х годов, а в некоторых наименее экстремальных вариантах (тот же Москвич-408, или Ford Cortina Mark I) — до конца десятилетия.




Инфа взята из книги "История американских автомобилей с 50-х до 70-х годв"
3
14 November 2010 в 13:29
3755
3
Последний раз отредактировал TazzzOvOd.AP.RU, 14 November 2010 в 13:31
3 комментария:
named
#  named.TG  14 November 2010 в 14:09
мне эльдорадо больше всех нравится)
0
ShaluN
#  ShaluN.ЕКХ  14 November 2010 в 15:42
0
Delete111111111111
#  Delete111111111111  14 November 2010 в 16:45
мосвичи это тема....)

Когда первый раз кадилак с плавниками увидел был в шоке и испытал детский восторг))
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29