личный блог Style

АРЛЕН НЕСС (ARLEN NESS). Крестный отец кастомайзинга



Арлен Дэрил Несс (англ. Arlen Daryl Ness, 12 июля 1939 — 22 марта 2019)

Знатоки и ценители кастомайзинга всего мира называют Арлена Несса «Крестным отцом» не только потому, что он может сделать вам предложение, «от которого Вы не сможете отказаться», но и в знак уважения к достижениям за всю его продолжительную и невероятно успешную карьеру. В свои 67 он №1 в мире и патриарх в производстве мотоциклов на заказ — кастомов.

Интересно, что значительную часть мотоциклов своей работы Несс не продал, а оставил себе — сегодня на базе его кастом-мастерской работает небольшой музей, где выставлены наиболее известные машины. Сегодня бизнесом руководит сын Арлена — Кори Несс. Помимо изготовления кастомов, семья Нессов торгует мотоэкипировкой, запчастями и готовыми мотоциклами Victory и Indian.


Арлен Несс родился летом 1939 года в штате Миннесота. Потом переехал в Калифорнию.

В то время, когда редкие экземпляры мотоциклов были еще доморощенными продуктами умельцев, с их сварочными газовыми горелками, ножовками по металлу, тисками и канистрами черной краски, Арлену Нессу был больше по душе стиль «барокко». Он ввел в дизайн мотоцикла позолоченные части, декоративную гравировку, украсил резьбой по алюминию элементы трансмиссии, и раскрасил листовые поверхности основных рамных элементов в довольно смелые и уж совсем «не мотоциклетные» цвета. Плюшевая и велюровая обивка украсила сиденья. Арлен придумал установить 2 двигателя в один мотоцикл, что было невероятно для многих, но совершенно нормально для него. Он поместил их в Ironhead Sportster, и таким образом намного увеличил его энерговооруженность.


Его, на первый взгляд эксцентрично выглядящие, машины, определили в начале «семидесятых» новое направление, новый стиль в строительстве мотоциклов. Арлен был одним из первых строителей мотоциклов, экстравагантный стиль которых пришелся по душе хиппи, культура которых процветала в Сан-Франциско, в «районе Залива». Именно это место Арлен и зовет своим домом. Арлен Несс объединил "flower power" с “horse power“, чтобы создать мотоциклы, которые позже и определили то время, скорее даже ту эру.
«В 1965, руль типа ape-hanger объединился с peanut tank и 21-дюймовым передним колесом. Это то, чем мотоциклы были в те времена», — говорит Несс. Расширенные вилки еще не вошли в моду, а изначально измененные мотоциклы, называвшиеся из-за формы и геометрии "поплавками" (bobber) и «землеройками» или «копателями» (digger), вероятно, развились из тогдашних гоночных Харлеев.

Несс рассказывает, что калифорниец Денвер Маллинз (Denver Mullins), начал делать оригинальные удлиненные мотоциклы в конце 1960-ых, тогда-то их и назвали чопперами. Денвер Маллинз, вероятнее всего, популяризировал чоппер на Юге Калифорнии, но на родине Арлена, на Севере, «землеройка» в тот момент оставалась еще стилем дня. Арлен посчитал, что мотоцикл, построенный на заказ должен включать элементы как южного, так и северного Калифорнийского стиля. Идея такого мотоцикла включала руль типа ape-hanger на удлиненной раме Sportster(а) с коротким ходом подвески, поддерживающей тонкую и высокую переднюю шину и длинный задний маятник.

Первым мотоциклом Арлена был подержанный Harley-Davidson “Knucklehead” 1947года. Арлен разобрал его, добавил peanut tank, и покрасил в зеленый цвет, используя возможности пылесоса как распылителя. После получения первого приза на местном показе мотоциклов, он всерьез занялся этим бизнесом, раскрашивая мотоциклы в смелые цвета, и это стало приносить ему прибыль, достаточную для безбедного существования. Так Арлен Несс приобрел особую известность в Заливе и до сих пор сохранил свой первый мотоцикл “Knucklehead”.


Арлен начал работать в своем бизнесе, что называется full time или «полный день», сначала только раскрашивая мотоциклы и используя как начальный капитал средства, полученные от игры в боулинг. Позже он расширил свою деятельность и начал изготавливать вручную запасные части для тюнинга на заказ и также устанавливать их на мотоциклы. "Это было выше моих самых дерзких мечтаний”, говорит он о том периоде.

Проекты Арлена открыли дорогу в будущее по усовершенствованию мотоциклов для других дизайнеров, его последователей. О его мастерстве в работе с листовым металлом ходили легенды. Он практически сам изобрел совершенно новый мотоцикл, отличный от тех, что были раньше. Несс был одним из первых производителей, который разработал и выпустил в продажу линию запасных частей для эксклюзивных мотоциклов. Он выпускает около 50 мотоциклов каждый год и сам участвует в отделке и сборке каждого мотоцикла, который выпускает его мини-завод. Не участвует он только в монтаже двигателя, это он оставляет своей команде. "Я всегда был в большей степени специалистом по внешнему виду и отделке, чем механиком", признается он.
Ален Несс до сих пор хранит все мотоциклы, которые он создавал для себя с 1967 года. Фактически, некоторые он специально выкупил у своих же клиентов. На сегодня, его музейная коллекция состоит из почти 60 мотоциклов.


Арлен полагает, что любому талантливому человеку по силам собрать превосходный эксклюзивный мотоцикл из комплектующих частей, заказанных по каталогу. «Все запчасти достаточно хороши теперь. Но это стало возможным лишь в последние 10 лет, Вы уже не должны больше использовать для подгонки молоток и напильник», — улыбаясь, говорит он. Однако он признает, что наиболее важным критерием для создания мотоцикла более высокого уровня является рука художника творчески подходящего к изготовлению элементов, которые являются действительно уникальными. Только при соблюдении этого условия мотоцикл превращается в настоящее произведение искусства.
Арлен считает, что очень хорошо, что мотоциклы снова становятся очень популярными. «Ведущие бизнесмены и руководители крупных кампаний покупают мотоциклы. Люди, имеющие мотоцикл притягивают большее внимание окружающих. Им просто нравятся мотоциклы, потому что это своего рода увлечение»! Несс наблюдал, как мода на мотоциклы приходила и уходила и говорит, что мотоциклы будут только расти в популярности, по крайней мере, в течение еще 10 или 15 лет. «Собирать мотоциклы в наше время — это в большей степени хобби, чем образ жизни», но он сумел сделать свое хобби многомиллионным престижным бизнесом.
Когда Арлена спрашивают, сохранились ли еще байкеры, которые не в ладу с законом, он отвечает сакраментальным, «О, да. Это их жизнь, это то, что они для себя выбрали».


Теперь Арлен уделяет очень много времени езде на своих мотоциклах, намного больше, чем раньше. Каждый год он ездит в Sturgis. Несколько раз в год он встречается со своими приятелями, которые сформировали клуб, состоящий из владельцев эксклюзивных мотоциклов и нескольких кастомайзеров, таких как Дейв Перюитз и Бонни Смит (Dave Perewitz, Bonnie Smith). Они называют себя «Хомяками» (Hamsters). Прозвище «Хомяки» появилось сначала как шутка среди приятелей-байкеров, которые обычно встречаются на главных собраниях байкеров, таких, какие проходят в Sturgis каждое лето. А сегодня в мире уже существует приблизительно 200 членов названного также клуба, которые носят желтую футболку, украшенную этим забавным грызуном. В 2002 году Арлен и его сын, Кори, который теперь управляет административной стороной бизнеса и помогает в проектировании мотоциклов на заказ, провели заезд 100 «Хомяков» от Залива Сан-Франциско до Sturgis, который транслировался по телевидению. «Хомяки» всегда умеют весело проводить время в пути, куда бы ни лежал их путь. Нет никакой спешки, вечеринки в пути заранее запланированы. «Приятно видеть много «своих» мотоциклов, пересекающих пространство», — говорит Арлен. Основное правило этого клуба – отсутствие строгих правил, но ты должен иметь кастом, и как правило дважды с клубом посетить ралли «Черные Холмы» (Sturgis). Верхом на своих байках они вместе здорово проводят время.


Несс считает, что он - очень удачливый человек, он создал успешный бизнес, занимается тем, что он действительно любит и его семья рядом с ним. Сегодня Арлен занимается тем, что ездит на своих мотоциклах, создает новые байки и общается с внуками. Он счастлив, что он оказался в нужном месте, в нужное время и упорно продолжает заниматься своим делом, строительством новых мотоциклов и инновациями. Все деловые контакты он возложил на своего сына – Кори, который является президентом Arlen Ness Ent., и отвечает за весь созданный его отцом бизнес. Кори сам стал великолепным мастером, не раз получавшим самые престижные призы за созданные им мотоциклы и инновационный дизайн.



Сегодня название Arlen Ness связывают уже не только с именем одного только Арлена. Сегодня говоря о бренде, говорят о семействе Нессов, об успешном фамильном бизнесе, о высоком стандарте качества, мастерстве и творчестве. «Нет маленькой или не важной работы, если работа должна быть сделана, ее надо делать,» — это своеобразный девиз фирмы. Кроме того, Кори и Арлен являются консультирующими дизайнерами компании Polaris, выпускающей современные мотоциклы Victory. А модель Vegas создана при их самом непосредственном участии. Они адаптировали и разработали новую линию тюнинга (навески) для этой техники, внесли изменения в дизайн серийных мотоциклов, придав каждому индивидуальность. Корпорация имеет лишь несколько официальных представительств в мире, одно из которых начало свою работу в России. Мы с удовольствием представляем вам полную линейку техники поставляемую напрямую от Ness Motorcycles LLC и весь спектр аксессуаров поставляемых от Arlen Ness Ent.

Тим Зимерофф
(книга «Art of Choppers I»)


Интервью

Дмитрий Дольник
Мото №7 2008

Живой классик. Кастом-гуру. «Король чопперов». Или даже «Элвис Пресли кастомайзинга», как однажды выразился его «коллега по цеху» Билли Лейн. В конце концов, человек-легенда. Совершенно верно, все перечисленные эпитеты предназначаются Арлену Нессу – человеку, чье имя давно и совершенно заслуженно отождествляется у всей прогрессивной части человечества с понятием «мотоциклетный кастомайзинг». А какой он, маэстро Несс, на самом деле – без ретуши, с глазу на глаз? Я ехал на встречу с ним и, если честно, боялся. Боялся разрушить миф. Миф о человеке, смысл жизни которого – Nessкончаемый кастомайзинг.


И искренне рад, что страхи мои оказались напрасными. Арлен Несс оказался приятным в общении, интеллигентным товарищем, напрочь лишенным каких бы то ни было понтов и признаков «звездочки» (болезнь такая – не «белочка», конечно, но тоже приятного мало). С первого взгляда могло даже показаться, что кастомайзер №1, которому, кстати, в следующем году исполняется 70 лет, как-то уж нарочито прост. И лишь характерный прищур (ленинский такой, с хитринкой) выдавал его с головой. Нет, в картишки я, пожалуй, с таким не рискнул бы...


– Арлен, вопрос, возможно, покажется странным, но тем не менее... С какими запахами в ваших воспоминаниях ассоциируются 60-е годы – время, когда вы только начинали свою карьеру кастомайзера? Ну, про запах бензина можете не говорить – будем считать, об этом я и сам догадался. А еще? Пиво? Табак? Или, упаси боже, «нетабак»?

– Наверное, это запах фастфуда. Мы с друзьями постоянно по ночам зависали в придорожных заведениях. По сути, такие забегаловки стали настоящими рассадниками американской кастом-культуры. Не буду отрицать: запах алкоголя, выпитого в те годы, не так легко выветривается, как хотелось бы. Вначале пиво, позже я сполна отдал дань текиле. Наркотики? Ни в коем разе! Я всегда оставался их ярым противником. Даже в тот период, когда мы активно хипповали. Кстати, в середине 70-х чертова дурь стала одной из причин, по которой из нашего бизнеса был вынужден выйти мой младший брат Кевин.

– Но ведь он же в итоге вернулся...

– Ну да, в 2004 году. Прошло каких-то тридцать лет...

1999 год. Arrow Bike — байк в стиле ар-деко; Арлен вдохновлялся автомобилями 1930-х годов.
1999 год. Arrow Bike — байк в стиле ар-деко; Арлен вдохновлялся автомобилями 1930-х годов.
– А какую музыку слушали?

– В 60-х я основательно подсел на блюз. С тех пор его, родимого, в основном и слушаю. Однако в конце 50-х я наверняка слушал рок-н-ролл. А кто тогда его не слушал!

– Должен признаться, что ваш Two Bad лично для меня был и остается величайшим кастом-байком всех времен и народов! Насколько я знаю, раму без верхней трубы вы использовали и до него?

– Да, был у меня такой мотоцикл – Magna Cycle. К сожалению, следы его утеряны.

– А еще я видел в мотоциклетном музее Стерджиса аппарат Pandemonium работы Донни Смита – с похожей рамой...

– Стоп! Во-первых, Pandemonium построен намного позже, чем Two Bad. Во-вторых, Донни Смит как раз был в числе друзей, помогавших мне достроить Two Bad. Так что все пристойно и вполне закономерно.

– А стал ли Two Bad первым аппаратом с двумя V-твинами?

– Насколько я знаю, это так.

– Среди профессиональных дрегстеров не было случайно подобной конструкции?

– Вот же прицепился, а? Послушай, даже если допустить, что они существовали, я о них ничего тогда не слыхивал.


– Арлен, что вам ближе – олд-скул или хай-тек?

– Не скажу! Из принципа! Прекрасно понимаю, что ты имеешь в виду, но сделаю вид, что не понял вопроса. А если серьезно, я не могу отдать предпочтение какому-то одному направлению. В идеале, это должен быть сплав стилей, этакий фьюжн.

– Часто современные кастом-шоу, в том числе чемпионат мира по кастом-байк-билдингу, упрекают за то, что на них выставляют мотоциклы, которые толком и ездить не могут. Считаете эти упреки справедливыми?

– На сто процентов! Здесь моя позиция категорична: мотоцикл ни в коем случае не должен терять функциональности! Для меня это просто очевидно: байк обязан ездить! Я признаю, что скульптура, как направление искусства, тоже имеет право на жизнь, но превращать в нее мотоцикл – по-моему, абсурд.

– Спасибо. Не сомневался, что вы ответите подобным образом. Потому что видел собственными глазами, как вы легко рассекали на 2 Bad 2 по улицам Стерджиса – словно под вами не двухмоторный монстр, а скутер.


– А то! Кстати, в детстве я гонял на скутере Cushman. Как меня до него допустил отец, который мотоциклы на дух не переносил, до сих пор удивляюсь. Наверное, из-за того, что между «Кашменом» и мотоциклом, по его мнению, не было ничего общего.

– Если вы не против, еще пару слов о 2 Bad 2. В нем вы использовали раму, схожую с той, что впервые появилась на Top Banana. Потом эту же тему продолжили аппараты Nu-Ness и Blue Victory, а теперь она достигла своего апогея на 2 Bad 2. Вышло просто шикарно! В очередной раз снимаю шляпу!

– Да чего уж там, обычный двухмоторный мотоцикл.

– Ну-ну, скажете тоже – обычныйѕ Кстати, о скромности. Я тут давеча проезжал в Сан-Франциско по Ван-Несс-авеню и вот что подумал: как бы вы отнеслись к тому, если бы городские власти назвали одну из улиц Арлен-Несс-авеню?

– Что ж, неплохо для пиара! А все, что хорошо для развития компании, хорошо и для меня.


– Арлен, у вас замечательное потомство, достойно продолжающее дело. По стопам пошел сын Кори, теперь вот внук Зак туда же. Признайтесь, теплеет на душе при мысли о том, что имя Ness и в будущем будет неразрывно связано с понятием «кастом-мотоцикл»?

– Честно? Я действительно очень рад. Вся тяжесть управления компанией легла на плечи Кори, и он прекрасно справляется с делом. Еще и успевает строить отличные мотоциклы! По большому счету, Кори рулит в Даблине полностью. Я теперь не знаю и половины сотрудников, работающих у нас. (Хитро щурится – явно знает всех.) Я ж нынче – только «по пиару». (На самом деле то, что за Арленом теперь остались якобы только пиар-функции, это, мне кажется, тоже часть пиара.) А если серьезно, меня очень интересуют некоторые идеи Зака. Объяснюѕ Среди молодежи в последнее время встречается все больше состоятельных людей – и это наши потенциальные клиенты. Поэтому знать, чем дышит молодое поколение, – не блажь, а необходимость.


– Вмешиваетесь ли в творчество Кори и Зака? Не давите ли авторитетом?

– О чем ты! Они уже большие мальчики! Кори – тот и вовсе седовласый зубр. У него в Даблине даже отдельная мастерская. Туда я стараюсь лишний раз не соваться.

– А они в ваше творчество не вмешиваются?

– А вот это им делать совсем не обязательно. (Снова прищурился, стал строгим.)


– Вы купили свой первый Knucklehead за 300 долларов, выигранные в боулинг. 300 долларов для 1966 года – немалые деньги. Отсюда делаю вывод, что вы неплохо играли! Может, в вас погиб спортсмен?

– Играл, действительно, неплохо. И сумма, действительно, приличная. Вообще-то, то была обычная мужская заначка. Если бы я имел неосторожность внести эти деньги в семейный бюджет, жена тут же нашла бы им «правильное» применение – мебель, например, купила бы или еще какую хренотень. И тогда я не совершил бы покупку, которая впоследствии изменила мою жизнь.


– Судя по автомобилям, которые я видел в гараже вашей штаб-квартиры в Даблине, вы неравнодушны к хот-роддингу. Особенно хорош «чопнутый» пикап Ford 1956 года. Неужто никогда не возникала тяга заняться автомобилями плотнее?

– Абсолютно точно подметил – у меня по жизни две большие страсти: мотоциклы и хот-роды. Что, в общем-то, закономерно: ведь это две грани одной и той же культуры. Вот только, как ни крути, постройка автомобиля занимает куда больше времени. Но случилось так, что 45 лет назад чаша весов с мотоциклами перевесила. Однако время от времени я возвращаюсь к автомобильной теме. Вот и сейчасѕ Есть тут один проектик. Эх, жаль, со свободным временем полная засада!


– И под занавес традиционный вопрос. Не планируете ли посетить Россию? Тем более, что, насколько я знаю, мотоциклы вашей компании активно у нас продаются – лично видел на складе готовой продукции в Даблине партию, готовую к отправке в Россию.

– Да, дела идут неплохо, и Россию мы, действительно, рассматриваем как одно из перспективных направлений развития нашего рынка сбыта. И я, конечно же, очень хотел бы у вас побывать. Надеюсь, мы обязательно посетим Россию во время нашего следующего европейского тура.


– Ну, и напоследок: не могли бы вы напутствовать добрым словом начинающих кастомайзеров, которые только встали на эту нелегкую стезю, – дать этакий мудрый «отеческий совет»?

– Здесь все просто. Чтобы у вас что-то получилось, необходимо только одно: постоянно что-то делать.

– О’кей, так и запишем: «Работать, работать и работать!» Покорнейше благодарю за интересную беседу. А это вам на память – «Рашн сувенир»...

– О! Хорошая, наверное?

– Не то слово! Слеза!

(И это, как читатель, вероятно, догадался, была не матрешка.)

#Arlenness #legendsneverdie


Еще больше статей тут https://vk.com/ccult
Крутые футболки с принтами от Андрея Ткаченко
https://vk.com/ccult?w=wall-22354316_200456
0
14 December 2019 в 16:07
2689
0
Комментариев еще нет

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29