личный блог spark-vadim

Основы контраварийного вождения

Всем доброго времени суток. На календаре уже конец ноября а на улицах все еще преобладает мокрая и изменчивая погода(дождь, снег, гололед, и даже сухой асфальт ).Но в любой момент природа может показать себя, со своей сильной стороны и завалить дороги снегом, а это очень сильное чревато ДТП. Хотя статистика и говорит об ином, что ДТП меньше в плохую погоду, чем в обычную .Хочется поговорить о основах контраварийного вождения.Возможно эта тема уже затрагивалась на данном портале,но освежить память будет не лишним.
Много букав.
Далее под кат.
Контраварийное вождение подразумевает умение предугадывать сложные ситуации на дороге, а также правильное реагирование в экстренных ситуациях.В основе контраварийного вождения лежит целый свод принципов.Но на мой взгляд стоит выделяет пять основных техник контраварийного вождения: повышенное внимание на дороге и к участникам движения, соблюдение скоростного режима, «Правило двух секунд», контроль собственного состояния за рулем, использование средств безопасности.
Немного подробней о каждом из них:
1)

Как правило, водитель, попавший в аварию, мог избежать столкновения, даже если другой участник ДТП виноват. Гаишники говорят, что самое популярное оправдание после инцидента звучит примерно так: "Я его не видел!" Почему? Потому что очень часто водители не уделяют должного внимания окружающей обстановке и дорожной ситуации, и случается это во многих случаях потому, что люди просто отвлекаются. Важно уметь распознавать отвлекающие факторы и активно противодействовать их влиянию.
Наиболее популярные отвлекающие факторы: еда за рулем, питье, использование косметики, разговоры по мобильному, настройка радио и смена компакт-диска, попытки угомонить разбушевавшихся детей, или даже обычный разговор с пассажирами. Некоторые водители могут выполнять только одну задачу (искать адрес, например) и забывают про все остальные. Одно из наиболее важных качеств водителя - умение делать несколько дел одновременно. Подумай о том, какое расстояние ты успеваешь проехать за время, в течение которого отвлекаешься на что-либо - это около тридцати сантиметров на каждый км/ч твоей скорости - и ты поймешь, как важно смотреть на дорогу и держать руки на руле! На скорости 100 км/ч, например, отвлекшись всего на одну секунду, чтобы поднять упавший компакт-диск, ты успеваешь проехать 30 метров!
Ты можешь сделать дорогу гораздо более безопасной для себя, пассажиров и других людей, если выработаешь в себе привычку ставить вождение на первое место, а чтение карты и переключение радиостанций поручать своим пассажирам! Это очень важно - понимать, что именно тебя отвлекает, и прилагать усилия к тому, чтобы минимизировать это внешнее воздействие.
2)

Управляя автомобилем на повышенной скорости, ты рискуешь дважды: во-первых, это уменьшает время, необходимое для реагирования, а во-вторых, увеличивает количество кинетической энергии (той, что освобождается при столкновении). Ты должен решить для себя, стоит ли овчинка выделки.
Это математические и физические законы, и ничего тут не поделаешь. Увеличение скорости уменьшает твою способность вовремя среагировать на опасность. Обычное время реакции - 0,75..1,5 секунды. На скорости 80 км/ч, дистанция реагирования составляет приблизительно 25 метров. На скорости 110 км/ч это 35 метров (это более чем в семь раз длиннее современного автомобиля). И эти цифры еще не включают в себя тормозной путь! В среднем, разница между дистанциями реагирования при 80 и 110 км/ч составляет порядка десяти метров. Если надеяться исключительно на торможение, то любая опасность в пределах дистанции реагирования - это уже проблема; ты просто не успеешь отреагировать на нее. Особенно это важно ночью, в условиях плохой видимости. Знаешь ли ты, на каком расстоянии твои фары высветят опасность? Когда это происходит, часто бывает слишком поздно, чтобы избежать ее. Многие эксперты утверждают, что даже 80 км/ч - это слишком быстро в ночных условиях, на темной дороге.
Если бы тебе пришлось выбирать, на какой скорости врезаться в кирпичную стену (подразумевая, что это случится совершенно определенно), то что ты выберешь - 10 км/ч или 100 км/ч? Ответ очевиден, правда? Высокие скорости увеличивают количество кинетической энергии. Чем ее больше - тем разрушительнее сила удара. Живой пример: нагруженный полуприцеп на скорости 100 км/ч развивает порядка 9 мегаджоулей энергии. Или, твое тело, незакрепленное в машине, могло бы удариться о лобовое стекло с силой около 22 килоджоулей, если бы автомобиль врезался в неподвижный объект - скажем, в дерево.
Внимательный водитель выбирает скорость, как можно более соответствующую потоку движения без превышения скоростных ограничений. Если поток идет с превышением скорости - держись правее и не мешай остальным. Часто, этого требует закон, если ты едешь медленнее, чем остальные автомобили. Кроме того, соблюдай дистанцию.
Пойми, что нередко превышение скорости не дает выигрыша во времени. Как часто ты подъезжал к красному сигналу светофора, и заставал там лихача, обогнавшего тебя, как стоячего, полкилометра назад? Догадываешься, почему? В черте города, как правило, сигналы ограничивают скорость до той отметки, на которой система может нормально работать (в смысле количества автомобилей). В г.Финикс, к примеру, это около 70 км/час. Будешь ехать быстрее, чем того позволяет система - проведешь больше времени на светофорах, сжигая горючее, изнашивая тормозные колодки, и подвергаясь лишнему стрессу, не получая взамен ничего существенного. Даже на автостраде, ты много не выиграешь. Часто, обогнав кого-то, ты обнаруживаешь его у себя на хвосте, когда притормаживаешь, чтобы свернуть в следующий город. Ну и чего ты добился? На междуштатных автострадах, где и правда можно съэкономить немного времени, превышая скорость (если не перевернешься), разница между 105 и 130 км/час на дистанции 80 км составит всего лишь 9 минут. Большое дело.

3)

Обеспечивай собственную безопасность, активно создавая открытое пространство вокруг машины. Не позволяй им ограничивать твою свободу передвижения. Обилие свободного пространства дает лишнее время и помогает избегать столкновений. Держи дистанцию в две секунды или даже больше, если можешь. Избегай нахождения в "слепых" зонах остальных участников движения. Не позволяй им прижиматься к тебе сзади - смени полосу или выбери другую скорость, чтобы торопыга обогнал и скрылся из виду.
На скорости в 100 км/ч водитель успеет проехать от двадцати до сорока метров, прежде чем поймет, что пора реагировать на непредвиденную ситуацию. Многим не хватает и сорока метров, чтобы это понять. Двухсекундная же дистанция до идущего впереди автомобиля означает, что у тебя есть более пятидесяти четырех метров на то, чтобы выбраться из этой ситуации. На такой дистанции тоже придется действовать быстро, но в обычных условиях этого должно хватить.
Как пользоваться "правилом двух секунд"? Отметь точку, в которой автомобиль впереди проехал мимо неподвижного объекта - я часто использую тени или дорожную разметку - потом сосчитай "одна тысяча один, одна тысяча два." Если ты проехал отметку прежде, чем сказал "два" - притормози, чтобы увеличить дистанцию!
Бывают моменты, когда двух секунд недостаточно. Оставляй больше пространства для себя, и даже еще больше, если едешь за транспортным средством с характеристиками, отличными от твоих - за мотоциклом или грузовиком, например, или если дорожное покрытие скользкое по какой-то причине. Мотоциклисты частенько останавливаются быстрее тебя, а грузовики или прицепы закрывают обзор, не позволяя увидать и распознать опасность, пока не стало слишком поздно. Обледенение на дороге может увеличить тормозной путь в разы, так что оставляй для себя больше места в этом случае. Восемь или даже десять секунд - вполне разумная дистанция на скользкой дороге.
Ошибочна точка зрения, что в плотном потоке невозможно оставить для себя достаточно места. Некоторые даже не пытаются, потому что думают, будто другие начнут менять полосу у них перед носом и снова заполнять свободное пространство. Это не совсем так, и плотный поток - как раз один из случаев, в котором тебе действительно нужно дополнительное пространство! Если вклиниваются прямо перед тобой - притормози и восстанови дистанцию! Забудь о своем самолюбии - "не имеет значения" - что действительно важно, так это твоя безопасность. Однажды я подсчитал, как много народу влезло передо мной на дистанции 24 км городской автострады, в час пик. Это случилось всего-лишь три или четыре раза. Я убедился потом, что это вполне типичная ситуация, и с тех пор использую правило двух секунд каждый день, без проблем.
Подсказка: езжай со скоростью на 2..3 км/ч медленнее, чем остальной поток. Ты потеряешь совсем немного времени, зато поток будет удаляться, помогая тебе соблюдать дистанцию. И не забудь держаться правой стороны, чтобы не мешать остальным - не надо им мешать, пусть себе ломятся.
Обращай внимание на "соседей" справа и слева. Отрегулируй скорость, вернись на открытое пространство, так чтобы их не было ни справа, ни слева. Вообще чувствуй себя неуютно, если тебя "окружили" со всех сторон. Машины в потоке имеет тенденцию перемещаться группами, так что смотри в оба и старайся занимать место между этими группами, чтобы полосы слева и справа оставались свободными. (Это просто необходимо для мотоциклистов!)
Важно соблюдать дистанцию, даже когда останавливаешься на светофоре. Оставь для себя достаточно места, чтобы иметь возможность выехать, если машина впереди заглохла, не двигается, или если тебе необходимо уйти от опасности, приближающейся сзади. С точки зрения безопасности важно оставаться незажатым в потоке. Остановись за впереди идущей машиной так, чтобы видеть линию, где ее задние колеса соприкасаются с асфальтом - это даст тебе возможность выехать и обогнуть ее в случае необходимости.
Помни, у тебя всегда должен быть "выход"!

4)

Давай определимся с термином "плохое состояние". Применимо к вождению, это означает присутствие фактора, снижающего твою способность уверенно управлять своим автомобилем.
Первое, что большинству из нас приходит в голову, - это алкоголь или другие наркотики. Но кроме них существуют усталость и последствия травм или болезней. Несколько лет назад один мужчина со сломанной ногой пытался вести машину. Он использовал палку для управления педалью газа, и все закончилось тем, что он потерял управление, выехал на тротуар и убил человека, стоящего в телефонной будке.
Алкоголь - основная причина "ухудшения" состояния организма. Он действует как успокоительное, поэтому влияет на физиологические функции с первого глотка. Многие не понимают, что даже низкая концентрация алкоголя в крови - гораздо ниже допустимого законом уровня - угнетает физические и психические функции Проблема в том, что алкоголь действует именно на те навыки и способности, которые нужны тебе, как водителю, а именно: принятие решений, зрение и способность выполнять несколько задач одновременно. Алкоголь "замедляет" твое сознание и двигательные функции, поэтому время и дистанция реагирования резко увеличиваются. Если алкогольное опьянение удваивает время реакции, то на скорости 110 км/ч это выльется в дополнительные 30 метров пройденного пути. Очевидно, эти 30 метров могут оказаться границей между жизнью и смертью.
Когда я преподаю этот раздел, то одна из моих обычных тем - это персональная ответственность. Мы все обязаны убедиться, что способны водить безопасно, прежде чем садиться за руль. Спроси себя: "Могу ли я уверенно вести машину? Достаточно ли я отдохнул? Здоров ли я? Не принимал ли какие-нибудь лекарства, способные повлиять на мои способности? Все ли в порядке с моими руками и ногами? Много ли времени прошло с тех пор, как я выпил 50 граммов, чтобы мой организм их нейтрализовал?" (Вообще говоря, он способен нейтрализовать 50 граммов водки в час, и вопреки распространенному заблуждению, ничто не может ускорить этот процесс.) Надел ли я очки, если нужно?" Только если можешь ответить "да" на все эти вопросы, ты имеешь право вести машину.
5)

Вне всякого сомнения, ремень безопасности - это самое значительное из всех когда-либо изобретенных устройств безопасности. Он обеспечивает противоударную защиту, поглощает энергию удара и не дает тебе вылететь из автомобиля. В современных машинах есть встроенные "зоны деформации", и ремни безопасности - неотъемлемая часть этих систем. Ремень удерживает тебя на месте, пока машина сминается от удара вокруг твоей "безопасной" зоны. Ремень удерживает водителя на месте, помогает сохранить контроль над ситуацией и избежать столкновения. Однако, не смотря на все эти преимущества, граждане находят массу причин чтобы не пристегиваться.
1. "Ремни мнут одежду." Да, мнут.
2. "Они неудобны". Может быть, но их можно подогнать. В крайнем случае, это может сделать механик.
3. "Я хочу, чтобы при аварии меня выбросило из машины." О да, пожалуйста, прямо головой вперед! Между прочим, это самая частая причина гибели при столкновении.
4. "Я боюсь оказаться в ловушке, если после аварии машина окажется под водой или загорится." Пристегнутый ремень повышает вероятность того, что после удара ты останешься в сознании, получишь меньше травм, и сможешь выбраться наружу. Поломка ремня безопасности или его защемление куда как менее вероятны.
5. "Я слышал про людей, которые погибли бы в столкновении, если бы были пристегнуты." Кто так говорит? Уж точно не те эксперты по безопасности, с которыми мне доводилось беседовать. Если авария может убить тебя, когда ты пристегнут, то отсутствие ремня тебя не спасет, разве что по счастливой случайности. Что я хочу, так это хорошие шансы. Статистика показывает, что ремень безопасности мог бы предотвратить порядка 50% смертей и травм.
И последний аргумент. Если ты попал в аварию непристегнутым, то отчасти можешь быть в ответе за свои травмы, даже если другой участник виноват в столкновении. Страховая компания или суд могут решить, что Х% твоих травм - результат твоей собственной беспечности, и могут уменьшить положенную тебе сумму соответственно.
В дополнение к ремням, рекомендуются детские сидения подходящего размера, тормоза, оборудованные АБС и подушки безопасности.
Я уверен, что если бы каждый из нас (1) соблюдал скоростной режим; (2) был внимателен; (3) не садился за руль в плохом состоянии; и (4) пристегивал ремень и использовал другие системы безопасности, такие как воздушные подушки и антиблокировочную тормозную систему, то никто и никогда не погиб бы в дорожном происшествии. Всего лишь эти 4 составляющие, вошедшие в привычку, могли бы предупредить большинство серьезных аварий и спасти десятки тысяч жизней ежегодно. В реальной жизни, однако, мы - люди, а потому всегда будем делать ошибки, ведущие к столкновениям. Поскольку мы добровольно подвергаем себя опасностям и физическим силам, несовместимым с жизнью, мы должны сделать все возможное, чтобы свести риск к минимуму, правда? Так что привыкай полностью сосредотачиваться на вождении, следи за скоростью, садись за руль только если с тобой все в порядке, а также покупай и учись пользоваться системами безопасности.
Информация взята из книги Роберт Шаллер - 70 ПРАВИЛ ЗАЩИТНОГО ВОЖДЕНИЯ.
Спасибо всем кто осилил данный пост.Всем Мир и вождения без аварий.

Стоит ли сделать пост про технику и приемы контраварийного вождения ?

  1. Да, (73% — 8 голосов)
  2. Нет (0% — 0 голосов)
  3. Мы и сами все знаем. (27% — 3 голоса)
  4. Другое,указать в коментариях. (0% — 0 голосов)
3
27 November 2011 в 18:03
2023
4
4 комментария:
kovalev999
#  kovalev999  27 November 2011 в 21:15
Хороший пост))) но на счет скорости...на мой взгляд надо двигаться со скоростью потока и соблюдать дистанцию..в противном случае,будешь помехой для всех..
0
spark-vadim
#  spark-vadim  27 November 2011 в 21:35
Спасибо,очень интересно было почитать часть книги и поделится материалом с вами,в ближайщее время планирую дочитать.
0
NelT
#  NelT  28 November 2011 в 15:10
На тему скорости, кто что советует, есть еще такое мнение что движение быстрее на 10-20 км/ч быстрее потока намного безопаснее.
0
Ksuxindeil
#  Ksuxindeil  28 November 2011 в 22:39
Отличный пост))))
По поводу скорости - как раз стараюсь двигаться чуть медленнее остальных...и восстанавливать дистанцию...если едешь быстрее потока, постоянно натыкаешься на тех, кто едет медленнее - приходится перестраиваться, обгонять = дополнительный риск)
в Финляндии на трассах, например, стоит ограничение 80 или 100, но ты никогда никого не догоняешь, т.к. все едут с одинаковой скоростью
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29