личный блог sobeme →
Осторожней весной,летом,осенью(эффект аквапланирования)
На смотре не нашел такой информации, но на всякий случай выложу,чтобы знали эту информацию,может кому поможет!!! Как оказалось, вообще большинство людей не в курсе, что такое аквапланирование или имеют неверное представление о нем.
Аквапланирование — полная потеря сцепления, вызванная присутствием непрерывного водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает выдавливать из-под себя воду, и между ним и опорной поверхностью образуется водяная прослойка. Чем больше водная пленка на поверхности дороги, тем выше риск аквапланирования.
Изначально понятие аквапланирование появилось в авиации, но уже с начала 60-х годов в связи с производством скоростных автомобилей и улучшением качества дорожных покрытий становится актуальным и для автомобилистов.
В начальной фазе дождя резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, возрастает тормозной путь.
Появляется опасность аквапланирования, т.е. исчезновения пятна контакта шин с дорогой из-за прослойки воды и, как следствие, потери сцепления колес с дорогой. Аквапланирование обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной потере управляемости.
Не стоит путать аквапланирование с другим явлением, со скольжением. Скольжение может возникнуть на любой скорости только из-за возникновения водяной пленки и уменьшившегося сцепления шин с дорожным покрытием. Скольжение возникает вследствие резкого маневра или торможения. И потому может контролироваться. При аквапланировании автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить траекторию движения до тех пор пока не снизится скорость и не уменьшится несущая способность водяного клина. Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а колеса, зажатые тормозами спровоцируют занос. Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных «автомобильных» жидкостей - дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Но буквально через пару минут хорошего дождя – потоки воды смывают различные загрязнения. И сцепление шин с дорожным покрытием заметно улучшается. Аквапланирование возможно в любой стадии дождя. Или просто при въезде в длинную лужу на высокой скорости.
Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип резины, ширина покрышек (чем больше, тем лучше) и степень износа резины. Обычные покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду. В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще более эффективно удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.
При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается.
«Подлость» аквапланирования заключается не столько в потере управляемости, сколько в том, что, водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию «плывущей» машины. Однако, делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом будет под силу далеко не каждому водителю и самым вероятным окончанием станет опрокидывание. Причём зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем визуально закончится лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, вес смещается к передним колёсам.
• Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук, а возможно, и к травмам пальцев и кисти.
Как избежать аквапланирования?
1. Внимательно следить за состоянием шин. Именно на шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта. Для этого на шинах существуют разнообразные канавки и водоотводные каналы. Чем они глубже и многочисленней – тем лучше. Естественно, что важна и степень износа протектора. Так, шины изношенные всего на 50 процентов, теряют до 70 процентов своих «дождевых» качеств. Современные производители шин уделяют аквапланированию огромное внимание и при выборе новых шин можно легко подобрать модель, которая будет отлично работать на мокрой дороге. Но в любом случае не стоит забывать о то, что шины – не панацея. Они не избавляют от аквапланирования, а лишь отодвигают его начало в область более высоких скоростей.
2. Следить за состоянием дорожного полотна. Как это не странно, наиболее опасны именно хорошие дороги. Отсутствие на них разнообразных дыр и бугорков приводит к тому, что вода равномерно распределяется по площади. Дорога при этом выглядит лишь слегка влажной. Но это зрительный обман – именно в таких условиях риск аквапланирования очень высок, так как колёсам, потерявшим контакт с «твёрдой землей» и всплывшим на водяной плёнке, просто не за что зацепиться. Ещё более неприятно, когда на дороге есть колейность, вызванная движением грузовиков – по сути это узкие бассейны, где Ваш автомобиль может всплыть в самый неожиданный момент.
3. В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Хотя современных научных теорий, связывающих скорость движения с началом аквапланирования не существует, можно утверждать, что для практически любого современного автомобиля, обутого в шины приличных производителей, скорость в 50 км/ч будет безопасной даже в самых сложных «водных» условиях. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям рисковать крайне не советуем.
4. Лужи преодолевать по прямой. Отвод воды в продольном направлении у шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Помимо снижения риска начала аквапланирования, нахождение колёс в положении «прямо» позволит также и избежать глубокого заноса, если автомобиль всё-таки «всплывёт».
Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч. Это не так.
Что делать, если аквапланирование началось?
1. Не поворачивать руль. Это самое главное правило. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Причина проста – погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и из катера опять превратится в колёсное транспортное средство. Если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому надо преодолеть соблазн и постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. Во многих случаях это не так просто, как может показаться – при контакте с «земной твердью» руль может вырвать из рук. Поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.
2. Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на переднеприводных автомобилях – правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.
Исходя из вышесказанного, можно вывести простую формулу борьбы с аквапланированием – «руль прямо, тормозим двигателем».
Рекомендации:
• При первых же каплях дождя снижайте скорость, усильте осторожность и избегайте резких маневров.
• В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче разглядеть вашу машину.
• Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.
Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге — снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены передние колёса.
• Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное их «рысканье» — снижайте скорость. Не стоит при этом брать в расчёт скорость обгоняющих вас автомобилей: у них может стоять резина с лучшим водоотводом, их автомобиль может быть тяжелее Вашего, им может управлять водитель, переоценивающий свои возможности контроля.
• Перед лужей лучше отпустить акселератор.
• Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте проходить его следует «двойным входом": первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи.
• Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону.
• Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования.
•Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля.
• Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде).
• На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится.
• После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.
• Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться.
Пара графиков:
Короче подводя итог, движение на мокрой дороги на скорости свыше 90 км в час, если у вас конечно хорошая резина, подвергает вас опасности убраться куда-либо( пример тому машины в отбойниках на кольце в дождь) И кстати всякие системы стабилизации не помогут,когда машина полностью потеряет управление.
Так что будьте аккуратны и берегите себя,гоняйте в сухую погоду, а в дождь лучше тошнить, но быть целым)
всем мир!
Аквапланирование — полная потеря сцепления, вызванная присутствием непрерывного водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает выдавливать из-под себя воду, и между ним и опорной поверхностью образуется водяная прослойка. Чем больше водная пленка на поверхности дороги, тем выше риск аквапланирования.
Изначально понятие аквапланирование появилось в авиации, но уже с начала 60-х годов в связи с производством скоростных автомобилей и улучшением качества дорожных покрытий становится актуальным и для автомобилистов.
В начальной фазе дождя резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, возрастает тормозной путь.
Появляется опасность аквапланирования, т.е. исчезновения пятна контакта шин с дорогой из-за прослойки воды и, как следствие, потери сцепления колес с дорогой. Аквапланирование обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной потере управляемости.
Не стоит путать аквапланирование с другим явлением, со скольжением. Скольжение может возникнуть на любой скорости только из-за возникновения водяной пленки и уменьшившегося сцепления шин с дорожным покрытием. Скольжение возникает вследствие резкого маневра или торможения. И потому может контролироваться. При аквапланировании автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить траекторию движения до тех пор пока не снизится скорость и не уменьшится несущая способность водяного клина. Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а колеса, зажатые тормозами спровоцируют занос. Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных «автомобильных» жидкостей - дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Но буквально через пару минут хорошего дождя – потоки воды смывают различные загрязнения. И сцепление шин с дорожным покрытием заметно улучшается. Аквапланирование возможно в любой стадии дождя. Или просто при въезде в длинную лужу на высокой скорости.
Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип резины, ширина покрышек (чем больше, тем лучше) и степень износа резины. Обычные покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду. В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще более эффективно удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.
При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается.
«Подлость» аквапланирования заключается не столько в потере управляемости, сколько в том, что, водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию «плывущей» машины. Однако, делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом будет под силу далеко не каждому водителю и самым вероятным окончанием станет опрокидывание. Причём зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем визуально закончится лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, вес смещается к передним колёсам.
• Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук, а возможно, и к травмам пальцев и кисти.
Как избежать аквапланирования?
1. Внимательно следить за состоянием шин. Именно на шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта. Для этого на шинах существуют разнообразные канавки и водоотводные каналы. Чем они глубже и многочисленней – тем лучше. Естественно, что важна и степень износа протектора. Так, шины изношенные всего на 50 процентов, теряют до 70 процентов своих «дождевых» качеств. Современные производители шин уделяют аквапланированию огромное внимание и при выборе новых шин можно легко подобрать модель, которая будет отлично работать на мокрой дороге. Но в любом случае не стоит забывать о то, что шины – не панацея. Они не избавляют от аквапланирования, а лишь отодвигают его начало в область более высоких скоростей.
2. Следить за состоянием дорожного полотна. Как это не странно, наиболее опасны именно хорошие дороги. Отсутствие на них разнообразных дыр и бугорков приводит к тому, что вода равномерно распределяется по площади. Дорога при этом выглядит лишь слегка влажной. Но это зрительный обман – именно в таких условиях риск аквапланирования очень высок, так как колёсам, потерявшим контакт с «твёрдой землей» и всплывшим на водяной плёнке, просто не за что зацепиться. Ещё более неприятно, когда на дороге есть колейность, вызванная движением грузовиков – по сути это узкие бассейны, где Ваш автомобиль может всплыть в самый неожиданный момент.
3. В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Хотя современных научных теорий, связывающих скорость движения с началом аквапланирования не существует, можно утверждать, что для практически любого современного автомобиля, обутого в шины приличных производителей, скорость в 50 км/ч будет безопасной даже в самых сложных «водных» условиях. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям рисковать крайне не советуем.
4. Лужи преодолевать по прямой. Отвод воды в продольном направлении у шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Помимо снижения риска начала аквапланирования, нахождение колёс в положении «прямо» позволит также и избежать глубокого заноса, если автомобиль всё-таки «всплывёт».
Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч. Это не так.
Что делать, если аквапланирование началось?
1. Не поворачивать руль. Это самое главное правило. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Причина проста – погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и из катера опять превратится в колёсное транспортное средство. Если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому надо преодолеть соблазн и постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. Во многих случаях это не так просто, как может показаться – при контакте с «земной твердью» руль может вырвать из рук. Поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.
2. Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на переднеприводных автомобилях – правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.
Исходя из вышесказанного, можно вывести простую формулу борьбы с аквапланированием – «руль прямо, тормозим двигателем».
Рекомендации:
• При первых же каплях дождя снижайте скорость, усильте осторожность и избегайте резких маневров.
• В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче разглядеть вашу машину.
• Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.
Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге — снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены передние колёса.
• Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное их «рысканье» — снижайте скорость. Не стоит при этом брать в расчёт скорость обгоняющих вас автомобилей: у них может стоять резина с лучшим водоотводом, их автомобиль может быть тяжелее Вашего, им может управлять водитель, переоценивающий свои возможности контроля.
• Перед лужей лучше отпустить акселератор.
• Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте проходить его следует «двойным входом": первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи.
• Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону.
• Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования.
•Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля.
• Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде).
• На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится.
• После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.
• Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться.
Пара графиков:
Короче подводя итог, движение на мокрой дороги на скорости свыше 90 км в час, если у вас конечно хорошая резина, подвергает вас опасности убраться куда-либо( пример тому машины в отбойниках на кольце в дождь) И кстати всякие системы стабилизации не помогут,когда машина полностью потеряет управление.
Так что будьте аккуратны и берегите себя,гоняйте в сухую погоду, а в дождь лучше тошнить, но быть целым)
всем мир!
Заинтересовал ли пост?
- Да,узнал что-то новое!!! (60% — 18 голосов)
- Это и ежу известно!! (27% — 8 голосов)
- Да мне класть,валю все время за 170 км в час,я Ас!!! (10% — 3 голоса)
- Не может быть!!! (3% — 1 голос)
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.