личный блог OFFROADBOX

2014-05-22. По следам Кавказской конной дивизии. (Часть 2)

Плато Бермамыт - прекрасное и удивительное место Северного Кавказа. Большой (2592 метра) и Малый (2644 метра) Бермамыт – это две вершины крупного массива Скалистого хребта. Оба Бермамыта очень популярны у туристов и заслужили свою популярность тем, что это одно из лучших мест, чтобы насладиться восходом солнца, скалами удивительных форм и, конечно же, Эльбрусом.

Дорога на плато совсем не сложная для автомобилей с высоким клиренсом и полным приводом, но учтите, климат в этой местности очень суровый. Признаки ухудшения погоды: венец вокруг луны или солнца; затуманенное солнце; ветер, дующий днем с гор в долины; поднимающийся туман; появление быстро движущихся перистых облаков; непрерывное падение барометрического давления в течение дня; быстрый рост кучевых облаков вширь и особенно ввысь!

На иллюстрациях вы можете наблюдать, как на той или иной остановке наша группа одета по разному - это результат быстро меняющейся погоды. При путешествиях подобного рода ни в коем случае не стоит забывать с собой теплые вещи. Вообще на плато снег лежит в ложбинах порой до июня, а весна начинается только летом. Напомню, наше путешествие проходило в конце мая 2014-го.



Итак, нам предстоит путь в чуть более 30 километров грунтовых дорог. В самом начале пути мне показалось, что на плато смогут проехать даже пузотёрки. Взгляните на фотографию ниже, ну разве это труднопроходимая дорога (позади Учкекен)?


Никак не нарадуюсь навигацией OsmAnd+ на планшете под Андроид. Почему, да потому что Garmin Oregon 550 с самыми последними обновлениями карт на тот момент порой не видел ту дорогу, по которой мы ехали и выезжали к цивилизации по OsmAnd'у, но об этом чуть позже...


Ну вы только посмотрите, появилась сотовая связь :-) Пришлось добавить на викимапию фотографию из этого места - Курган Объедков. К сожалению, в интернет поисковиках всего три верхние строки с названием "Курган Объедков", и фигурирует это имя собственное только в качестве описания туристической точки на маршруте к плато Бермамыт. А то, что это место именно так и называется, доказывает только топографическая карта данной местности, можете проверить.


Продолжаем путь. Отъезжаем от кургана.


А по пути встречаем пастухов и разношерстную скотину.






Ужин?


Поднимаемся выше. Дорога идет сквозь цветущие луга.


А хотите прикол? Всего лишь через две недели это место уже выглядело вот так. Фотография из отчета День России на Кавказе моего тески, Виталия.


Кажется каждый, кто посещал плато Бермамыт, делал остановку в этом месте, дабы запечатлеть момент. А это уже для сравнения фотография Алексея из его отчета - На Кавказ с новым Ford Ranger, через две недели после нашего посещения.


Нам далеко и прямо. А еще дальше мы видим непогоду :-(


Цветочки для девочек.




И вот мы на плато! Уже который день красавец Эль прячется от нашего взора и лишь этим утром подразнил нас своим видом с холмов близ Учкекен.


А вот на этот мостик я так и не рискнул ступить. Внизу обрыв, а его надежность у меня под сомнением. Высота здесь головокружительная.


Сергей так же не рискнул ступить на него немного дальше, чем стоит на фотографии.


Скальные обрывы достигают 170 метров, очень красиво. К сожалению, все эти известняки разрушаются под воздействием перепадов температур, осадков и ветров. Через сотни или тысячи лет все здесь будет выглядеть совсем по другому.


Вдалеке развалины метеостанции. Раньше здесь изучали атмосферные явления и солнечное излучение.


Вдалеке виднеется аул Хасаут, а чуть ниже и левей дорога к нему с плато.


По этой дороге увы, нам так и не удалось спуститься к аулу, но об этом чуть позже...


Гора Малый Бермамыт плюс небольшое устройство для хождения либо по малому, либо по большому...

Из записи Вячеслава Власенко:

"Многие знают про то, что на вершине горы Бермамыт долгое время функционировала метеостанция. Построена она была в 1934 году, и к сожалению не пережила угарные девяностые. Опять же странно то, что во все времена туда ходили многие группы туристов, метеостанция была активно посещаема, но нет или пока нет ни одного фото станции в период ее работы. Полно снимков уже разрушенного здания сделанных в недавнее время. Ищу, но пока к сожалению безрезультатно. Доводилось общаться с человеком который в начале 90х работал на метеостанции на горе Шатжатмас на Горно-Астрономической станции. Он принимал участие в вывозе оборудования бермамытской метеостанции и именно от него я услышал впервые про то, что на станции была то ли башня, то ли какая-то постройка с прозрачной стеной, чтобы можно было любоваться в любую погоду на красивые виды, оставаясь в тепле. И вот недавно наткнулся на такое вот повествование, которое хочу процитировать... Читать дальше..."


С такого места грех не запилить пару луков или видов для инстаграма.


Если бы не эта кепка-шапка-ушанка, я бы точно застудил все уши нафиг.


А вот Хасаут при зуме объектива 24-70/2.8 на максимум. Казалось бы, до него рукой подать и проверенный другими путь, но блин, повторю, по короткой дороге к нему в этот момент было не проехать.




Начинал накрапывать дождик, погода постепенно ухудшалась.




Кстати, вот в этом самом месте я то ли в Google Земля, то ли еще где-то в отчете видел не одно фото с людьми в разных рискованных позах. Самая популярная позиция аля экстрим - ноги на ширине плеч, пятки на уступе, а внизу между ног стометровый обрыв. Я не рискнул замутить подобное селфи, жить охота.


Приглядевшись можно увидеть на фото тот самый синий мостик.


Еще несколько фотографий машинок на фоне сказочных видов и пора собираться в путь. Следующая точка нашего маршрута - аул Хасаут.


Потихоньку спускаемся к известной, короткой и очень крутой дорожке на аул (или из аула на плато), но не тут-то было. На улице усиливался дождь, выходить из автомобиля для фотографирования становится противно. Стоит отметить следующее - за все то время, что мы были на плато нас нагнали пару пастухов со своим стадом коров. Это стадо мы опережали ранее при движении на гору. И вот нужный нам поворот, а впереди очень узкая и совсем странная дорожка.


Для того, чтобы понимать читателю планируемый маршрут в Хасаут, я сделал скриншот из OsmAnd и показал ниже. И вот мы стоим двумя машинами на спуске в месте, где "координаты:" с крестиком, пропускаем стадо коров, а погоняющий это стадо пастух говорит: -Ребята, а вы там не проедете, камнепад перекрыл дорогу!Такое положение дел никого не устраивало. В глубине души закралось сомнение, что пастух намеренно дал ложную информацию чисто из не самых лучших побуждений, а в традиции "поразъездились тут, скотине спокойно не пройти". Я и Сергей немедленно пошли за рогатым стадом и пастухами, дабы в полной мере оценить масштаб бедствия, с надеждой не увидеть никаких преград на своем пути.

Увы, камнепад подтвердился, а так как я не взял с собой фотоаппарат, то уже и не смогу описать те два огромных валуна и еще чуть поменьше, которые преграждали нам путь. Причем, свою ошибку с не готовым к бою фотоаппаратом под рукой я повторял и в другие дни экспедиции, пропустив весьма эксклюзивные кадры, но об этом в других постах...

Валуны лежали ближе к стене с небольшой горкой, но все-таки была небольшая надежда на то, что сильно прижавшись колесами к краю дороги можно попробовать объехать их, не сорвавшись вних с горы. Обсудив со всеми членами команды сложившуюся ситуацию, малость нарушающую наши планы, было принято решение не рисковать, тем более навигатор знал другую дорогу, в объезд и даже не одну! Подобного рода подвиг будет не оправдан, т.к. вы рискуете жизнью, а она не стоит того сэкономленного времени на преодоление маршрута к аулу.


Но я все-таки попытался найти на картах и фотографиях в сети то самое место (повторю, приблизительные координаты выше), где упали огромные неподъемные камни, перекрывшие нам дорогу. Ближе всего к правде оказался снимок из Panoramio.com пользователя -imv-, что вы видите ниже. Вторым фотофактом, хоть немного смахивающим на тот самый проблемный участок оказался снимок Алексея из отчета - "На Кавказ с новым Ford Ranger", о котором я уже вел речь и давал ссылку чуть выше. Так интересно получается, что Алексей и Виталий, побывавшие на данном маршруте всего двумя неделями позже, уже не встретили преграды на своем пути. Это означает, что кто-то постарался и уже разобрал дорогу для проезда транспорта, а нам немного не повезло, бывает...


Но не тут то было, казавшаяся проходимой уже другая грунтовая накатанная дорожка постепенно становилась все хуже, уже и порой совсем пропадала из поля зрения. OsmAnd+ четко и ясно показывал, что здесь под нашими колесами есть путь! И действительно, проехав по заросшей колее, мы выходили на уже понятную всем экипажам "трассу", вселяющая надежду на то, что мы на верном пути. Garmin же стыдливо ворчал и противно пищал о том, что мы сбились с маршрута. Первым, хоть и не серьезным препятствием оказалась небольшая речушка с высокими валунами (на фото видны эти земляные бородавки), мешающие спокойному передвижению второму фрилу с меньшим, чем у Дискавери, клиренсом. За мной та самая речушка, через которую приходилось постепенно проводить машины, т.к. после нее очень крутой и косой подъем вверх.


После удачного прохождения маленькой речки, мы встретили препятствие посерьезней. Опытный любитель бездорожья с полной уверенностью фыркнет и пробурчит про себя что-то типа, - да я эту лужу на гражданском УАЗике перескочу и не замечу! Только вы учитывайте, господа, что с нами в команде был стоковый Фрилендер 2! Если застрянет Фрил, то Дискавери вытащит его играючи, что совсем нельзя сказать то же самое про то, что будет, если в этой трясине застрянет Дискавери...


Слева и справа болото, твердого грунта на удивление нет и если стадо выбирает это место для прохода на луга и поля, то это то самое место, где и необходимо было ехать. На внеочередном совете было принято следующее решение - объезжать и эту засаду, т.к. невидимый дождик не ослабевал, а откапываться и кувыркаться в грязи не было особо никакого желания. Не мало важным был и тот факт, что не сильно далеко мы уехали от вполне годной трассы, а у навигатора еще был запас дорог, чтобы объехать ущелье и все-таки спуститься к аулу Хасаут.


На маршруте - версия 3.0 :) А какая удивительная погода в тех краях... Буквально пол часа назад мы, немного расстроенные тем, что по второму короткому пути нам не спуститься в ущелье, защищались от капель дождя. И вот облака на несколько минут развеялись и мы уже грелись в теплых солнечных лучах, настроение улучшалось. Но не стоит забывать о том, что интенсивность солнечной радиации с увеличением высоты возрастает. Если на равнине она не превышает 1.52 кал/см2 мин (калории на единицу поверхности за единицу времени), то с подъемом на высоту ультрафиолетовая радиация на каждые 100 метров увеличивается в среднем на 3-4%. В общем, солнечные ванны могут оказаться не такими уж и солнечными ;)


Как и писал выше, снег в ложбинах может лежать до июня месяца.


Ихххааа...


Начинает темнеть. Грунтовая дорога хорошо проглядывается и нет сомнений в том, что мы все-таки доедем до аула до конца дня.


Мои любимые ботинки KEEN (вторая осенне-весенняя версия, первая зимняя), которыми никак не нарадуюсь. Пришлось по приезду писать дистрибьютеру гневное письмо с претензией, почему в описании указано о непромокаемых свойствах данной модели, а при сильной вечерней росе я промочил ноги. Благо, опытный сотрудник фирмы в развернутой вежливой форме разъяснили мне, какой я лопух и данная модель (Ambler) хоть и защищает ноги от влаги, но не от того огромного количества, с которым столкнулся я. А ведь я буквально ходил по воде, вот и промок, не изучив статью Дмитрия Маркова Как пропитывать треккинговую обувь! Забегая вперед скажу, что к тому моменту я выбирал третью защищенную версию KEEN'ов для конкретно сырой погоды, и такая обувь уже у меня в шкафу - Targhee II Mid. Имейте ввиду, весь сентябрь у KEEN распродажи, в тот самый час, когда родился я и пора делать подарки. Targhee II Mid - подарок моего друга Никиты.


А тем временем железные лошадки мчат нас все дальше и дальше. Ниже скриншот нашего пути. Прошу обратить внимание на точку (флажок №1) - в этом самом месте существует еще один путь, спуск в долину реки Хасаут. К сожалению, уже сильно стемнело и мы не рискнули опробовать данный маршрут. Включив все имеющиеся у нас фары дополнительного света, мы достаточно комфортно себя ощущали на дороге и высоте. Как может заметить читатель, дорога уходит вверх и эта дорога была очень не плохого качества. Никаких засад и препятствий, на подобии тех, что мы встречали ранее нас не ждали и мы спокойно следовали указанию навигатора на планшете.

Самое удивительное, что шли мы буквально по приборам, т.к. дорога хоть и проглядывалась, но судя по всему по ней ездят так редко, что она уже поросла травой. Еще одним подтверждением того факта, что дорога редка в использовании, является наличие установленных вертикально и расставленных равномерно с интервалом в 200-300 метров б/ушных шин автомобиля в качестве маяков. По замыслу создателя резиновых меток, путник или странник должен ориентироваться по этим самым шинам при своем передвижении на ровной местности. А я скажу так, наш маршрут от первой путевой точки до второй (флажки с циферками) проходил по хорошо проглядываемой равнинной местности и я с уверенностью могу сказать то, что эти маяки будут полезны только в условиях достаточной освещенности! Напомню, шли по умным приборам да еще в свете "люстры" Дискавери и рукотворные метки воспринимались просто как напоминания - едете верно, продолжайте.

И вот вдали показались огни аула Кичи-Балык, с населением чуть более полусотни человек. Выход на асфальт и сложная серпантинная дорожка радовала пятую точку. Машинки шли мягко-мягко и чувствовался этот кайф, когда выбираешься с грунтовой тряски на качественное дорожное покрытие. Ночь, проезжаем горную астрономическую станцию на горе Шатджатмаз о которой писал Марат и поворачиваем наконец в сторону аула Хасаут.

Имейте ввиду вот еще что, даже с последними обновлениями навигационных карт вы можете проехать поворот на аул. Не сильно конечно, но малость неудобно будет сдавать назад. Дело все в том, что дорога раньше была построена как-то совсем по другому. Если вы взгляните на спутник с координатами N43.697315 E42.674489 (флажок №4, выставляйте в картах bing.com эти координаты и увидите местность). Так вот, сейчас нужно делать правый поворот перед речкой, до моста и, никуда не сворачивая, вы приедете в Хасаут. А на навигаторе маршрут был описан иначе, типа сначала проехать реку, сразу за мостом свернуть направо, переехать второй мост в обратном направлении и выехать налево в сторону аула. Довольно странной мне показалась данная схема движения, бредовой. У меня такое подозрение, что тот мост, до которого нужно повернуть направо - это совсем новый, свеже построенный, взамен старого. Ну вот, имейте ввиду, вдруг будет кому полезно мое описание, а тот кто был здесь ранее подскажет, что же за замысел был у строителей данных развилок и мостов.


Дальше вполне годная дорога без покрытия до самого аула. Приехав в ночи к аулу, мы не стали останавливаться в нем, не стали делать фотографии для данного отчета и производить видеосъемку. Как-никак время уже позднее, а не заглушенный дизельный двигатель автомобиля смог потревожить покой и сон жителей Хасаут. Как вы понимаете, поселок жилой и многие не раз писали об этом в своих отчетах и комментариях к постам в ЖЖ об этом месте. Наверняка многие захотели побывать в ауле-призраке после того, как его описал и показал Денис в своем отчете - Аул-призрак Хасаут. Поэтому, ввиду отсутствия фотографий улиц и домов из моего фотоаппарата, рекомендую заглянуть в пост по ссылке выше от Дениса.

Итак, развернув своих железных коней, мы проехали почти половину пути в обратную сторону от аула, дабы найти удобное место для стоянки и ночлега (N43.713113 E42.583031). Моросит дождь, трава сильно мокрая, и во всей этой непогоде мы ставим небольшой лагерь. Предупреждение для тех, кто захочет встать на ночлег в этом же самом месте при недостаточной освещенности! Справа от Дискавери находится железобетонный столб, очень похожий на фонарный столб - постарайтесь не наехать на него, не споткнуться, не нанести себе и вашему средству передвижения травмы.

Даже не могу вспомнить, как быстро я установил палатку, как быстро устроился внутри на ночлег и заснул, уставший от долгой дороги. Дождь шел почти всю ночь, а утром погода радовала нас ясным небом и яркими красками природы. Что было дальше, какие были планы и почему им не было решено сбыться, я напишу в следующей части.


Продолжение следует...
5
10 April 2016 в 14:48
1462
2
2 комментария:
Bullet_7.62
#  Bullet_7.62.SCC*  10 April 2016 в 15:47
Тру статья. Мало слов, эмоции хорошие. В живую бы туда сгонять
0
ленивый
#  ленивый.77rus  10 April 2016 в 16:24
я бы, того воздуха подышал
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29