личный блог Никита Хохлов

Акции «Синих ведёрок»: смысл и результаты


Едва ли за последние несколько месяцев о функционировании какого-либо общественного движения в России было столь же много сказано и написано, как о деятельности так называемого Общества «Синие ведерки». Основная цель его последователей – протест против использования «мигалок» высокопоставленными чиновниками, автомобили которых с включенными проблесковыми маячками передвигаются по дорогам, нарушая правила дорожного движения и создавая тем самым не только помехи для передвижения «простых смертных», но порой и аварийные ситуации.

Основной метод борьбы с мигалками, который избрали для себя члены общества, – проведение флешмобов и акций с использованием предметов, внешне похожих на «мигалки». Чаще всего в их роли выступают обыкновенные детские пластмассовые ведерки синего цвета. Они крепятся на крышах автомобилей водителей-энтузиастов, разъезжающих с ними и демонстрирующих таким образом свой протест против предоставления привилегий на дорогах тем транспортным средствам, которые, по их мнению, не должны эти самые привилегии иметь (в основном это машины госслужащих и чиновников). Движение «Синих ведерок» с энтузиазмом поддержали жители практически всех регионов страны. И даже те автомобилисты, кто непосредственно не принимал участия в акциях, относились к ним одобрительно или, как минимум, сочувственно.

О том, что автолюбителей возмущает поведение на дороге «членовозов» сами автолюбители говорили давно, много и часто. Но до недавнего времени дальше разговоров дело не продвигалось. Акции «синих ведерок» стали, по сути, первыми активными действиями, которыми граждане пытались выразить свои протестные настроения. Хотя сама идея такого протеста не нова: движение это зародилось еще в 2006 году, когда автолюбители стали закреплять синие детские ведерки на машине в знак протеста против безнаказанного нарушения ПДД машинами чиновников. Но тогда эта задумка не получила широкого резонанса. В последнее же время популярность движения «синеведерочников» среди населения обеспечили и нашумевшие истории о расследованиях ДТП с машинами чиновников и топ-менеджеров, во всех из которых, как на подбор, виноватыми были кто угодно, но только не водители автомобилей высокопоставленных лиц, нарушающие скоростной режим и выезжающие на полосу встречного движения. Одна из самых ярких иллюстраций этого – история с аварией авто одного из крупнейших акционеров «Лукойла» Анатолия Баркова, в которой погибли два человека.

Акции общества «Синие ведерки» проводились в разных городах страны неоднократно. Как правило, они были довольно хорошо организованы, и стихийными их назвать было трудно. Однако с недавнего времени активистам, изъявившим желание провести какую-либо публичную акцию на улице, будет несколько труднее. Дело в том, что в октябре 2010 года Государственная Дума РФ приняла поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Эти поправки ужесточают правила организации акций на улицах. В частности, отныне закон регламентирует увеличение минимального срока подачи уведомления о желании провести публичную акцию, а также усложняет правила проведения таких акций с участием автотранспорта. Петр Шкуматов (да и, надо сказать, не он один), координатор общества «Синие ведерки», заявил, что такой ход властей – ответ на акции общества «Синие ведерки», и предпринят он был с целью их запрета. Однако, по его уверениям, такая мера не станет препятствием для проведения обществом акций в дальнейшем.

За последний год также активизировались различные движения и общества, которым не дает покоя ситуация на дорогах России, точнее на улицах российских городов, особенно крупных. Проблемы парковок в неположенных местах, ужесточения правил дорожного движения (особенное возмущение вызвало у автомобилистов повышение штрафа за тонировку стекол автомобиля, не удовлетворяющую требованиям стандартов) волнуют и неравнодушных к ситуации с соблюдением ПДД людей, и просто тех, кто пытается «засветиться» и пропиарить себя на фоне заботы о населении. Например, активисты движения «Наши» тоже проводили акции, наклеивая на припаркованные в неположенных местах машины наклейки изобличающего и стыдящего содержания. Но порча чужого имущества и посягательство на частную собственность, которые при желании можно было бы им инкриминировать, не совсем безобидное деяние. Эти акции тоже имели и широкую огласку, и были поддержаны многими гражданами. Но некоторые правозащитники назвали их провокационными, делая упор на то, что объектами внимания активистов становились в основном дорогие автомобили. Возможно, такая своеобразная дискриминация вызвана стереотипом, что именно владельцы авто престижных марок чаще всего нарушают ПДД. А, может быть, так предполагалось подчеркнуть, что правила едины для всех, в том числе и тех, кто причисляет себя к «высшему классу», имеющему право не всегда делать так, как предписывает закон. Да и вообще на проблему можно посмотреть и шире. Ведь не было бы всех этих акций (или, по крайней мере, не имели бы они такой поддержки со стороны населения), если бы не вставали проблемы нехватки парковочных мест, пробок, нехватки и отвратительного состояния дорог, повышения аварийности из-за проездов чиновничьих автомобилей, нарушающих правила и т.д.. Так что мероприятия, подобные проводимым «Нашими», или «Синими ведерками», или еще какими-либо организациями, в глобальном смысле призваны обратить внимание всех слоев общественности и на социальную, и на политическую обстановку в стране.
Есть ли смысл в этих акциях? Смотря как понимать это слово… «Смысл» – значит «с мыслью». Мысль, которую протестующие хотят донести до определенной аудитории, ясна. Смысл в том, чтобы пристыдить чиновников, пользующихся «мигалками» для объезда пробок? Но, судя по всему, ни один из них еще не испытал настолько сильное чувство стыда, чтобы отказаться от привилегии ездить в «мигалкой». Машин, а соответственно, и пробок, становится все больше. Как же в таких условиях можно добровольно лишить себя возможности в этих пробках не стоять? Или смысл – показать, что люди недовольны сложившейся ситуацией и молчать больше не хотят?

Есть ли результаты? Пожалуй, да. Например, одним из таких результатов явилось уже упоминавшееся выше принятие изменений в закон «О собраниях». И результат такой назвать позитивным сложно. Но можно посмотреть на это и с другой стороны. Раз власть пытается, по предположениям некоторых граждан, бороться с «синими ведерками» любыми доступными, а, главное, действенными (все же законы придется соблюдать), способами, значит, боится, что результат может быть отнюдь не в ее пользу. А результата можно добиться, действуя парадоксально, стандартные акции с требованиями, написанными на плакатах, сейчас уже не действуют.

Но, безотносительно того, проводятся ли протестные акции автолюбителей или нет, ситуация остается парадоксальной. Сами чиновники, причем очень высокого ранга, публично заявляют о том, что да, мол, количество «мигалок» надо сокращать, ДТП с участием чиновничьих машин расследовать объективно и непредвзято, демократическое государство должно прислушиваться к мнению народа и т.д. Но число «привилегированных» машин почему-то не уменьшается. Так что результата, кроме общественного резонанса и возрастания недовольства населения, акции «синеведерочников» и иже с ними пока не принесли. А их смысл?.. Может, то, что автолюбители таким образом «отводят душу» и выплескивают свои эмоции, предпринимая хоть что-то – уже достаточное основание для того, чтобы говорить, что все эти акции проводятся если не с результатом, то хоть с какой-то пользой?
Источник
3
9 November 2010 в 17:40
552
3
Последний раз отредактировал Никита Хохлов, 9 November 2010 в 17:40
3 комментария:
censor3d
#  censor3d.dm   9 November 2010 в 18:10
Если долго мучаться - что нибудь получится!
Думаю, акции протеста автомобилистов по отношению к членовозам и прочим необходимо продолжать и защищать свободу граждан, чтобы не быть ущемлёнными в своей же стране, на дорогах общего, а не индивидуального пользования.
0
06R
#  06R   9 November 2010 в 18:46
толку ноль. они теперь в сопровождении машин гибдд ездят...уже многа раз видел.
0
Витюха
#  Витюха.СЗАО   9 November 2010 в 20:00
нет слов !
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29