личный блог M5Sergey →
Доказательство от Обратного.
Alpina. Эту знает фирму каждый уважающий себя БМВист, а название ласкает слух каждому, кто хоть мало-мальски увлекается автомобилями. Фирма-легенда, которая стала синонимом спортивных и одновременно роскошных BMW. Скажете, такого не может быть? Однако, Буркард Бовензипен доказал обратное.
Всё началось в небольшом приальпийском городке Кауфбейрне. Ещё в далёкие послевоенные года, когда Германия лежала в послевоенных руинах, а экономику вновь поднимали с нуля капиталисты, некий доктор Рудольф Бовензипен основал маленькую фирму по производству офисной техники. Он назвал свою фирму Alpina, так как Кауфбейрн находится в предгорье Альп. В своё время печатные машинки, производимые фирмой Alpina, успешно продавались на рынке и имели весьма неплохую репутацию. Однако, Бовензипен старший в середине 60-х годов решил освоить текстильное дело. К сожалению (хотя, может и к счастью), дело его провалилось, а производственные площади перешли к его сыну, Буркарду Бовензипену, который решил открыть на месте текстильной фабрики автомастерскую по форсированию автомобилей BMW. Но обо всём по-порядку.
Его величество Мистер Альпина.
Буркард Бовензипен родился в 1936 году. Ещё с детства он страстно увлекался автомобилями, его отец постоянно выписывал ему автомобильную периодику, которую юнец активно изучал. После войны, в 1947 году, Рудольф Бовензипен (кстати, чудом спасшийся от репрессий еврей) купил сыну велосипед с моторчиком. Не прошло и месяца, как тот был разобран до винтика и тщательно изучен. В процессе дальнейшей эксплуатации в него постоянно вносились какие-то изменения и доработки. В 1959 году, когда Буркарду исполнилось 23 года, го отец подарил ему на окончание института слегка подержанный Fiat 500. Отъездив на нём пару месяцев, его постигла участь мопеда. Двигатель был форсирован путём замены половины деталей в оном. Однако, старушка мучилась недолго. Через 50 километров после обкатки двигатель, как это говорится в народе, «хватил клина». Однако, это не остановило юного механика, и он с ещё большим упорством продолжил изучать внутреннее устройство автомобиля и возможности его улучшения.
От Фиата к BMW.
В 1961 году, когда карьера Рудольфа Бовензипена стремительно пошла в гору, он купил сыну новенькую BMW 1500. Естественно, Буркард не стал сидеть сложа руки и сразу принялся форсировать двигатель. Однако, наученный горьким опытом, он решил не лезть в сам двигатель, а только установить 2 новых более производительных карбюратора Webber вместо одного Solex. Подняв мощность с 75 до 90 сил, Буркард понял, что он может предлагать свои услуги по доработке автомобилей BMW 1500 другим людям, ибо даже официальные лица того времени, вроде Эберхарда фон Кюнхайма, признавали недостаточную мощность этой модели. Как ни странно, но его доработки не остались незамеченными. К нему буквально валом повалили заказчики, которым стоковой мощности явно не хватало. И клиентура стала его настоль обширной, что к 1963 году Буркардом вплотную заинтересовались спецы из BMW. В 1964 году перспективным юнцом заинтересовался Пол Хамеманн – человек, создавший имидж BMW. Человек, который ради снижения дилерских накруток, высылал подарки на дни рождения (притом адреса, фамилии и даты он запоминал, а не записывал!) детям и жёнам глав представительств BMW по всей Европе! После того, как Ханеманн и создатель самого двигателя М10 (а чуть позже, и М30) – Алекс фон Фалькенхаузен, узнали цену на доработки, а так же эффективность и надёжность конструкции, руководство BMW дало зелёный свет работам Буркарда Бовензипена и даже не снимало с таких двигателей заводскую гарантию.
Рождение легенды.
В 1965 году, когда дело Рудольфа Бовензипена провалилось, в площади его компании въехал сын. Что примечательно, фирма ALPINA Burkard Bovensiepen KG начинает своё существование ровно 1 января. В то время в фирме работало 8 человек, все – друзья Буркарда по институту, мастера на все руки. В 1967 году появляется знаменитая эмблема Alpina: белый фон, на котором изображён 2-цветный щит, на левой красной половине нарисован дроссельный карбюратор, на правой синей – коленвал (предположительно от двигателя М10). С наружной стороны на манер BMWна чёрном фоне белыми буквами выведено «ALPINA». Именно в этот год Буркард выпустил полностью самостоятельную модель с собственной индексацией. Первой машиной стала Alpina A0, сделанная на основе BMW 1502 e10. Двигатель был форсирован до 97 сил путём установки нового распредвала и двух 2-камерных карбюраторовWebber. Вкупе с переделками двигателя появилась новая 5-ступенчатая коробка передач, которая значительно расширила динамические и разгонные характеристики. В салоне появилось новое спортивное водительское сиденье производства Scheel, руль Momo и фирменная табличка, которая стала обязательной для каждой машины, вышедшей из ворот Alpina. Внешне автомобиль отличал новый задний спойлер производства FOHA, новая передняя юбка, дизайн которой передавался от автомобиля к автомобилю на протяжении почти 40 лет, а так же 20-спицевые диски производства фирмы ATS. На протяжении 20 лет менялся дизайн, менялись размеры, но количество спиц оставалось равное 20-ти.
Серьёзный гоночный соперник.
В 60-х годах BMW не особо сильно заботилось о своём имидже в гонках, в то время как гоночные победы, особенно в то время, говорили о надёжности автомобилей, их драйверских качествах, и, соответственно, существенно поднимали продажи, упрощая работу маркетологов. До появления BMW Motorsport GmbH именно фирма Alpina защищала честь бело-голубого пропеллера на различных раллийных трассах. Буркард в своё время собрал настоящую «звёздную» команду, ибо все гонщики, а именно Дерек Белл, Гарольд Эртл, Джеймс Хант, а особенно Ники Лауда и Ганс Джошим Стак, в будущем стали если не общемировыми чемпионами (как Лауда и Стак), то весьма известными гонщиками, за которыми гонялись команды типа Ferrari. В 1970 году Alpina побеждает в 24-часовой гонке Spa-Francorchamps, а также в многочисленных немецких чемпионатах по кольцевым, горным гонкам и ралли, что для столь молодой команды – невиданный успех! Что уж говорить, если в 1973 году Ники Лауда на Alpina B3 3.5 e09, специально подготовленной версии BMW 3.0CSL e09, устанавливает абсолютный рекорд в 6-часовой гонке на кольце Нюрбургринг. В 1977 году Alpina ушла из автоспорта ровно на 10 лет, выиграв ETCC. Дитер Квестер, ещё одна звезда, родившаяся в Alpina, не дал никаких шансов даже команде Jaguar с их новейшей моделью XJS-R. Видимо, так положительно на победные результаты сказывалось место под название Бухлоэ, куда переехали заводские площади в 1970 году (12 километров севернее Кауфбейрна).
Вино, скорость и экономичность.
Однако, не стоит считать, что Alpina создаёт исключительно быстрые, но прожорливые автомобили. В 1981 году всемирно известный журнал Auto, Motor und Sport совместно с топливной корпорацией Shell решили провести европейский конкурс на самый экономичный бензиновый автомобиль. Компания Alpina выступила с инициативой создать такой автомобиль на базе BMW 318i e21. Руководство BMW поддержало инициативу и спонсировало Буркарда. И вот, автомобиль под весьма скромным названием Alpina 318i вышел из ворот Бухлоэ. Что примечательно, технически это была всё та же BMW 318i е21, но вот внешние изменения передней части кузова оказались настолько велики, что коэффициент аэродинамического сопротивления Cx составил ничтожные 0.21, поэтому расход топлива равнялся всего 2,672 литрам на 100 километров! Естественно, в своём классе (от полутора до 2 литров) машина стала единоличным лидером, ближайший результат был у сильно дефорсированного Мерседеса 200 W123 с расходом 4.5 на сотню, однако Мерседес отказывался ехать быстрее 110км/ч, а BMW спокойно разгонялась свыше 200км/ч и даже нисколько не потеряла в динамике.
Однако, отвлечёмся от автомобилей и окунёмся в мир дорого эксклюзивного вина. В 1979 году Буркард Бовензипен основывает новое бизнес-направление – производство и продажа эксклюзивных вин. Он покупает сотни гектар виноградников в южных частях Германии и за очень короткое время развивается от маленькой винодельни до эксклюзивного дистрибьютора по всей Германии. Клиентами становятся не только многие ценители вин, но и практически вся отрасль ресторанов класса люкс Германии. С 1980 года нормой стала традиция класть в багажник каждого нового автомобиля Alpina ящик молодого вина собственного приготовления, в который входили бутылка белого полусухого и красного полусладкого вин. Эта традиция сохраняется и по сей день.
Триумвират быстрейших седанов.
Amsterdam International Autoshow. Это словосочетание ласкает слух любого мало-мальски образованного автомобилиста. Там собираются самые сильные мира сего — гиганты автопрома, которые диктовали, диктуют и будут диктовать моду производителям всего мира. Но есть и исключения. Порой там собираются и маленькие фирмочки, для которых и самый далёкий и пыльный угол на смотровых площадях сойдёт за счастье. Alpina как раз была такой фирмочкой в 1978 году, когда вывела на стенд одно из своих лучших творений: Alpina B7 Turbo e12 (кстати, рядом стояли ещё Alpina B6 e21 и Alpina B7 Turbo e24). Чем же она уникальна? Начнём с двигателя. А двигатель на B7 не простой, а поистине "золотой"! Гений инженерной мысли! За основу был взят 3-хлитровый блок М30 и… всё! Всё остальное было создана сызнова. Система впрыска была сделана в содружестве тремя фирмами — Zenith, Pierburg и DL, по производительности она напоминала гоночные. Стандартная система впуска была переделана фирмой Dr. Harting, а вот систему выпуска на Альпине пришлось делать самим. В итоге получился прямоточный выхлоп с красивым громким баритональным рыком. Но самое главное – это была турбина KKK 27 (Kuhle, Kopp und Kausch) с максимальным давлением наддува 0.85 бар. Естественно, пришлось уменьшить компрессию с 9:1 до 6.8:1. За правой парой фар был установлен интеркуллер. Для охлаждения такого мотора был установлен масляный радиатор. Но была ещё одна интересная электронная штучка: фирма Bosch придумала специальную систему принудительного регулирования давления турбины с 0.55 до 0.85 бар, таким образом мощность регулировалась с 250 до 300 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент составлял 485 ньютон метров! Да, теперь, думаю, вам понятно, почему B7 Turbo e12 был быстрейшим седаном в мире. Максимальная скорость которого составляла 261 км/ч! Разгон 0-100км/ч так же подтверждал статус быстрейшего седана в мире 5.9 секунды до сотни!
Но вот наступил 1981 год. Всё то же IAA, всё тот же угол, всё те же машины. Alpina B6 2.8 е21 с форсированным двигателем, Alpina B7s Turbo e12 и Alpina B7s Turbo Coupe e24… Стоп! что за буковка s? Оооо… эта буковка продлила звание самого быстрого седана в мире 12-му кузову аж до 1989 года! А теперь по порядку. B7s — величайший авто. Он объехал всех – и Ferrari 512BB, и Lamborghini Jarama GTS, и Aston Martin V8 Vantage. А всё за счёт своей мощности и неуёмной тяги. Для этого автомобиля был взят блок М30В35 и сделано всё то же самое, что для двигателя B7, за исключением системы впрыска (производство AFT) и давления турбины (тут оно не регулировалось и всегда имело избыточное давление 0.9 бар). Таким образом, получили небольшую прибавку к мощности, теперь автомобиль развивал 330 лошадей. Но как известно, 30 лошадей ни что, а даже 15Нм – всё! Тяга поднялась до 530Нм, таким образом разгон 0-100км/ч теперь составлял 5.4 секунды! Сейчас это результат вполне себе дорогого спортивного авто! А максимальная скорость выросла до (внимание!) 276км/ч! Лично я балдею от Alpina B7s Turbo e12. Стоишь на светофоре, подъехал кто-нибудь на BMW М5 е60, старт и… шок на всю жизнь для проходящих мимо подростков.
«Самый быстрый седан в мире!», «Лучшее, что можно было сделать с BMW!» - так пестрели заголовки всех автомобильных журналов за март 1989 года. Именно тогда на Женевском автосалоне была представлена широкой публике Alpina B10 Bi-Turbo е34. Автомобиль не сразу вызвал интерес у народа только потому, что выглядел более чем скромно. Ну так, это же ведь основной принцип фирмы Alpina – минимум внешних изменений, но внутри всё абсолютно новое! Но уже буквально первые тесты, проходившие параллельно самой выставке, выявили, что этот автомобиль поначалу оценили абсолютно неправильно. Автомобиль базировался на BMW 535i e34. Двигатель М30B34 был полностью разобран спецами и Alpina и работа закипела. Были установлены кованые поршни Mahle, под которые поступало охлаждённое масло, был установлен масляный радиатор, компрессию снизили до 7.2:1, были установлены новые клапаны и распредвалы. Впускная система собственная, производства Alpina, выпускная – Boysen. Но самое интересное, это две турбины Garrett T25 с интеркуллером. Причём турбины так искусно спрятаны, что даже на подъёмнике, при взгляде снизу, их не видно. На этой машине была использована инновационная для того времени система двухступенчатого турбонаддува, чтобы избегать турбоям на низких оборотах. Фирма Bosch тоже отметилась, причём не только системой впрыска Bosch Motronic, но и принудительным регулятором давления из салона от 0.4 до 0.8 бара, при которой максимальная мощность – 360л.с., а тяга – 520Нм. Alpina декларировала 5.6 секунд 0-100км/ч и 291 км/ч максимальной скорости, но по данным журнала «Auto, Motor und Sport» разгон упражнение с нуля до ста автомобиль проделывает за 5 секунд, а максимальная скорость 301км/ч! Таким образом Alpina держала статус производителя самых быстрых седанов в мире на протяжении 18 лет, с 1978 по 1996, когда на сцену вышел Brabus E7.3 W210, развивший скорость около 306 км/ч.
Расширение возможностей.
В 1983 году Alpina получает статус автопроизводителя от федерального транспортного агентства Германии, пройдя сертификацию по стандарту TUV. С этого момента Буркард Бовензипен стал одним из трёх тюнеров BMW, наравне с Hartge и MK-Motorsport, которые покупают голые кузова с завода, а потомделают из них свои автомобили.
В 1987 году Alpina возвращается в автоспорт и принимает участие в немецком открытом чемпионате по кузовном гонкам. Буркард Бовензипен принимал активное участие в составлении регламента соревнований. Элен Лор, Энди Бовензипен (сын Буркарда Бовензипена), Фабьен Жиро, Петер Оберндорфер и Кристиан Даннер не только занимают высокие места, но и празднуют многочисленные победы на автомобилях BMW Alpina M3 Gruppe A. Однако из-за ограниченности производственных мощностей уже в 1988 году Бовензипен решает уйти из автогонок.
В 1992 году Alpina становится первым автопроизводителем, воплотившим в жизнь в модели Alpina B12 5,7 е31 электронную систему управления сцеплением. Технология получила название SHIFT-TRONIC, в котором используется весьма сложное по конструкции гидромеханическое сцепление Lucas. К сожалению, конструкция была слишком сложной, поэтому на смену ей в 1993 году пришла технология SWITCH-TRONIC., которая открыла новые перспективы спортивного вождения на автомобилях с автоматической КПП. Особенность SWITCH-TRONIC - это возможность переключения передач с помощью интегрированных на рулевом колеса кнопок, которые удобно переключать с внешней стороны большими пальцами, а с внутренней – указательными.
В 1995 году Alpina становится первым автопроизводителем в мире, применившим при Alpina B12 5,7 E-KAT серийно технологию Superkat, электрически подогреваемого металлического катализатора. Эта разработка стала плодом сотрудничества Alpina, BMW и Emitec. Благодаря этой совершенно новой технологии очистки выхлопных газов удалось превзойти действующие с 1996 года нормы по выбросу HC + NOx и CO на более чем 80 %.
В 1999 году на Женевском Автосалоне Alpina представляет Alpina D10 Bi-Turbo - первый дизельный автомобиль за всю 35-летнюю историю компании. Это самый мощный дизельный седан в мире на тот момент, развивавший 245 сил и 530 Нм крутящего момента.
В заключение, хочется сказать, что, без сомнения, Alpina – выдающаяся компания. Она вне времени. Как было 40 лет назад ручное производство, так и есть до сих пор, качество используемых материалов с каждым годом только росло, а к работе допускались только те люди, которые не только могут правильно и грамотно всё собрать, но и в каждый автомобиль вложат частичку своей души. Именно поэтому Alpina стоит особняком ото всех других фирм, занимающихся BMW.
P.S. Автор - Я. Публикация "Тюнинг Автомобилей" за февраль 2011
Всё началось в небольшом приальпийском городке Кауфбейрне. Ещё в далёкие послевоенные года, когда Германия лежала в послевоенных руинах, а экономику вновь поднимали с нуля капиталисты, некий доктор Рудольф Бовензипен основал маленькую фирму по производству офисной техники. Он назвал свою фирму Alpina, так как Кауфбейрн находится в предгорье Альп. В своё время печатные машинки, производимые фирмой Alpina, успешно продавались на рынке и имели весьма неплохую репутацию. Однако, Бовензипен старший в середине 60-х годов решил освоить текстильное дело. К сожалению (хотя, может и к счастью), дело его провалилось, а производственные площади перешли к его сыну, Буркарду Бовензипену, который решил открыть на месте текстильной фабрики автомастерскую по форсированию автомобилей BMW. Но обо всём по-порядку.
Его величество Мистер Альпина.
Буркард Бовензипен родился в 1936 году. Ещё с детства он страстно увлекался автомобилями, его отец постоянно выписывал ему автомобильную периодику, которую юнец активно изучал. После войны, в 1947 году, Рудольф Бовензипен (кстати, чудом спасшийся от репрессий еврей) купил сыну велосипед с моторчиком. Не прошло и месяца, как тот был разобран до винтика и тщательно изучен. В процессе дальнейшей эксплуатации в него постоянно вносились какие-то изменения и доработки. В 1959 году, когда Буркарду исполнилось 23 года, го отец подарил ему на окончание института слегка подержанный Fiat 500. Отъездив на нём пару месяцев, его постигла участь мопеда. Двигатель был форсирован путём замены половины деталей в оном. Однако, старушка мучилась недолго. Через 50 километров после обкатки двигатель, как это говорится в народе, «хватил клина». Однако, это не остановило юного механика, и он с ещё большим упорством продолжил изучать внутреннее устройство автомобиля и возможности его улучшения.
От Фиата к BMW.
В 1961 году, когда карьера Рудольфа Бовензипена стремительно пошла в гору, он купил сыну новенькую BMW 1500. Естественно, Буркард не стал сидеть сложа руки и сразу принялся форсировать двигатель. Однако, наученный горьким опытом, он решил не лезть в сам двигатель, а только установить 2 новых более производительных карбюратора Webber вместо одного Solex. Подняв мощность с 75 до 90 сил, Буркард понял, что он может предлагать свои услуги по доработке автомобилей BMW 1500 другим людям, ибо даже официальные лица того времени, вроде Эберхарда фон Кюнхайма, признавали недостаточную мощность этой модели. Как ни странно, но его доработки не остались незамеченными. К нему буквально валом повалили заказчики, которым стоковой мощности явно не хватало. И клиентура стала его настоль обширной, что к 1963 году Буркардом вплотную заинтересовались спецы из BMW. В 1964 году перспективным юнцом заинтересовался Пол Хамеманн – человек, создавший имидж BMW. Человек, который ради снижения дилерских накруток, высылал подарки на дни рождения (притом адреса, фамилии и даты он запоминал, а не записывал!) детям и жёнам глав представительств BMW по всей Европе! После того, как Ханеманн и создатель самого двигателя М10 (а чуть позже, и М30) – Алекс фон Фалькенхаузен, узнали цену на доработки, а так же эффективность и надёжность конструкции, руководство BMW дало зелёный свет работам Буркарда Бовензипена и даже не снимало с таких двигателей заводскую гарантию.
Рождение легенды.
В 1965 году, когда дело Рудольфа Бовензипена провалилось, в площади его компании въехал сын. Что примечательно, фирма ALPINA Burkard Bovensiepen KG начинает своё существование ровно 1 января. В то время в фирме работало 8 человек, все – друзья Буркарда по институту, мастера на все руки. В 1967 году появляется знаменитая эмблема Alpina: белый фон, на котором изображён 2-цветный щит, на левой красной половине нарисован дроссельный карбюратор, на правой синей – коленвал (предположительно от двигателя М10). С наружной стороны на манер BMWна чёрном фоне белыми буквами выведено «ALPINA». Именно в этот год Буркард выпустил полностью самостоятельную модель с собственной индексацией. Первой машиной стала Alpina A0, сделанная на основе BMW 1502 e10. Двигатель был форсирован до 97 сил путём установки нового распредвала и двух 2-камерных карбюраторовWebber. Вкупе с переделками двигателя появилась новая 5-ступенчатая коробка передач, которая значительно расширила динамические и разгонные характеристики. В салоне появилось новое спортивное водительское сиденье производства Scheel, руль Momo и фирменная табличка, которая стала обязательной для каждой машины, вышедшей из ворот Alpina. Внешне автомобиль отличал новый задний спойлер производства FOHA, новая передняя юбка, дизайн которой передавался от автомобиля к автомобилю на протяжении почти 40 лет, а так же 20-спицевые диски производства фирмы ATS. На протяжении 20 лет менялся дизайн, менялись размеры, но количество спиц оставалось равное 20-ти.
Серьёзный гоночный соперник.
В 60-х годах BMW не особо сильно заботилось о своём имидже в гонках, в то время как гоночные победы, особенно в то время, говорили о надёжности автомобилей, их драйверских качествах, и, соответственно, существенно поднимали продажи, упрощая работу маркетологов. До появления BMW Motorsport GmbH именно фирма Alpina защищала честь бело-голубого пропеллера на различных раллийных трассах. Буркард в своё время собрал настоящую «звёздную» команду, ибо все гонщики, а именно Дерек Белл, Гарольд Эртл, Джеймс Хант, а особенно Ники Лауда и Ганс Джошим Стак, в будущем стали если не общемировыми чемпионами (как Лауда и Стак), то весьма известными гонщиками, за которыми гонялись команды типа Ferrari. В 1970 году Alpina побеждает в 24-часовой гонке Spa-Francorchamps, а также в многочисленных немецких чемпионатах по кольцевым, горным гонкам и ралли, что для столь молодой команды – невиданный успех! Что уж говорить, если в 1973 году Ники Лауда на Alpina B3 3.5 e09, специально подготовленной версии BMW 3.0CSL e09, устанавливает абсолютный рекорд в 6-часовой гонке на кольце Нюрбургринг. В 1977 году Alpina ушла из автоспорта ровно на 10 лет, выиграв ETCC. Дитер Квестер, ещё одна звезда, родившаяся в Alpina, не дал никаких шансов даже команде Jaguar с их новейшей моделью XJS-R. Видимо, так положительно на победные результаты сказывалось место под название Бухлоэ, куда переехали заводские площади в 1970 году (12 километров севернее Кауфбейрна).
Вино, скорость и экономичность.
Однако, не стоит считать, что Alpina создаёт исключительно быстрые, но прожорливые автомобили. В 1981 году всемирно известный журнал Auto, Motor und Sport совместно с топливной корпорацией Shell решили провести европейский конкурс на самый экономичный бензиновый автомобиль. Компания Alpina выступила с инициативой создать такой автомобиль на базе BMW 318i e21. Руководство BMW поддержало инициативу и спонсировало Буркарда. И вот, автомобиль под весьма скромным названием Alpina 318i вышел из ворот Бухлоэ. Что примечательно, технически это была всё та же BMW 318i е21, но вот внешние изменения передней части кузова оказались настолько велики, что коэффициент аэродинамического сопротивления Cx составил ничтожные 0.21, поэтому расход топлива равнялся всего 2,672 литрам на 100 километров! Естественно, в своём классе (от полутора до 2 литров) машина стала единоличным лидером, ближайший результат был у сильно дефорсированного Мерседеса 200 W123 с расходом 4.5 на сотню, однако Мерседес отказывался ехать быстрее 110км/ч, а BMW спокойно разгонялась свыше 200км/ч и даже нисколько не потеряла в динамике.
Однако, отвлечёмся от автомобилей и окунёмся в мир дорого эксклюзивного вина. В 1979 году Буркард Бовензипен основывает новое бизнес-направление – производство и продажа эксклюзивных вин. Он покупает сотни гектар виноградников в южных частях Германии и за очень короткое время развивается от маленькой винодельни до эксклюзивного дистрибьютора по всей Германии. Клиентами становятся не только многие ценители вин, но и практически вся отрасль ресторанов класса люкс Германии. С 1980 года нормой стала традиция класть в багажник каждого нового автомобиля Alpina ящик молодого вина собственного приготовления, в который входили бутылка белого полусухого и красного полусладкого вин. Эта традиция сохраняется и по сей день.
Триумвират быстрейших седанов.
Amsterdam International Autoshow. Это словосочетание ласкает слух любого мало-мальски образованного автомобилиста. Там собираются самые сильные мира сего — гиганты автопрома, которые диктовали, диктуют и будут диктовать моду производителям всего мира. Но есть и исключения. Порой там собираются и маленькие фирмочки, для которых и самый далёкий и пыльный угол на смотровых площадях сойдёт за счастье. Alpina как раз была такой фирмочкой в 1978 году, когда вывела на стенд одно из своих лучших творений: Alpina B7 Turbo e12 (кстати, рядом стояли ещё Alpina B6 e21 и Alpina B7 Turbo e24). Чем же она уникальна? Начнём с двигателя. А двигатель на B7 не простой, а поистине "золотой"! Гений инженерной мысли! За основу был взят 3-хлитровый блок М30 и… всё! Всё остальное было создана сызнова. Система впрыска была сделана в содружестве тремя фирмами — Zenith, Pierburg и DL, по производительности она напоминала гоночные. Стандартная система впуска была переделана фирмой Dr. Harting, а вот систему выпуска на Альпине пришлось делать самим. В итоге получился прямоточный выхлоп с красивым громким баритональным рыком. Но самое главное – это была турбина KKK 27 (Kuhle, Kopp und Kausch) с максимальным давлением наддува 0.85 бар. Естественно, пришлось уменьшить компрессию с 9:1 до 6.8:1. За правой парой фар был установлен интеркуллер. Для охлаждения такого мотора был установлен масляный радиатор. Но была ещё одна интересная электронная штучка: фирма Bosch придумала специальную систему принудительного регулирования давления турбины с 0.55 до 0.85 бар, таким образом мощность регулировалась с 250 до 300 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент составлял 485 ньютон метров! Да, теперь, думаю, вам понятно, почему B7 Turbo e12 был быстрейшим седаном в мире. Максимальная скорость которого составляла 261 км/ч! Разгон 0-100км/ч так же подтверждал статус быстрейшего седана в мире 5.9 секунды до сотни!
Но вот наступил 1981 год. Всё то же IAA, всё тот же угол, всё те же машины. Alpina B6 2.8 е21 с форсированным двигателем, Alpina B7s Turbo e12 и Alpina B7s Turbo Coupe e24… Стоп! что за буковка s? Оооо… эта буковка продлила звание самого быстрого седана в мире 12-му кузову аж до 1989 года! А теперь по порядку. B7s — величайший авто. Он объехал всех – и Ferrari 512BB, и Lamborghini Jarama GTS, и Aston Martin V8 Vantage. А всё за счёт своей мощности и неуёмной тяги. Для этого автомобиля был взят блок М30В35 и сделано всё то же самое, что для двигателя B7, за исключением системы впрыска (производство AFT) и давления турбины (тут оно не регулировалось и всегда имело избыточное давление 0.9 бар). Таким образом, получили небольшую прибавку к мощности, теперь автомобиль развивал 330 лошадей. Но как известно, 30 лошадей ни что, а даже 15Нм – всё! Тяга поднялась до 530Нм, таким образом разгон 0-100км/ч теперь составлял 5.4 секунды! Сейчас это результат вполне себе дорогого спортивного авто! А максимальная скорость выросла до (внимание!) 276км/ч! Лично я балдею от Alpina B7s Turbo e12. Стоишь на светофоре, подъехал кто-нибудь на BMW М5 е60, старт и… шок на всю жизнь для проходящих мимо подростков.
«Самый быстрый седан в мире!», «Лучшее, что можно было сделать с BMW!» - так пестрели заголовки всех автомобильных журналов за март 1989 года. Именно тогда на Женевском автосалоне была представлена широкой публике Alpina B10 Bi-Turbo е34. Автомобиль не сразу вызвал интерес у народа только потому, что выглядел более чем скромно. Ну так, это же ведь основной принцип фирмы Alpina – минимум внешних изменений, но внутри всё абсолютно новое! Но уже буквально первые тесты, проходившие параллельно самой выставке, выявили, что этот автомобиль поначалу оценили абсолютно неправильно. Автомобиль базировался на BMW 535i e34. Двигатель М30B34 был полностью разобран спецами и Alpina и работа закипела. Были установлены кованые поршни Mahle, под которые поступало охлаждённое масло, был установлен масляный радиатор, компрессию снизили до 7.2:1, были установлены новые клапаны и распредвалы. Впускная система собственная, производства Alpina, выпускная – Boysen. Но самое интересное, это две турбины Garrett T25 с интеркуллером. Причём турбины так искусно спрятаны, что даже на подъёмнике, при взгляде снизу, их не видно. На этой машине была использована инновационная для того времени система двухступенчатого турбонаддува, чтобы избегать турбоям на низких оборотах. Фирма Bosch тоже отметилась, причём не только системой впрыска Bosch Motronic, но и принудительным регулятором давления из салона от 0.4 до 0.8 бара, при которой максимальная мощность – 360л.с., а тяга – 520Нм. Alpina декларировала 5.6 секунд 0-100км/ч и 291 км/ч максимальной скорости, но по данным журнала «Auto, Motor und Sport» разгон упражнение с нуля до ста автомобиль проделывает за 5 секунд, а максимальная скорость 301км/ч! Таким образом Alpina держала статус производителя самых быстрых седанов в мире на протяжении 18 лет, с 1978 по 1996, когда на сцену вышел Brabus E7.3 W210, развивший скорость около 306 км/ч.
Расширение возможностей.
В 1983 году Alpina получает статус автопроизводителя от федерального транспортного агентства Германии, пройдя сертификацию по стандарту TUV. С этого момента Буркард Бовензипен стал одним из трёх тюнеров BMW, наравне с Hartge и MK-Motorsport, которые покупают голые кузова с завода, а потомделают из них свои автомобили.
В 1987 году Alpina возвращается в автоспорт и принимает участие в немецком открытом чемпионате по кузовном гонкам. Буркард Бовензипен принимал активное участие в составлении регламента соревнований. Элен Лор, Энди Бовензипен (сын Буркарда Бовензипена), Фабьен Жиро, Петер Оберндорфер и Кристиан Даннер не только занимают высокие места, но и празднуют многочисленные победы на автомобилях BMW Alpina M3 Gruppe A. Однако из-за ограниченности производственных мощностей уже в 1988 году Бовензипен решает уйти из автогонок.
В 1992 году Alpina становится первым автопроизводителем, воплотившим в жизнь в модели Alpina B12 5,7 е31 электронную систему управления сцеплением. Технология получила название SHIFT-TRONIC, в котором используется весьма сложное по конструкции гидромеханическое сцепление Lucas. К сожалению, конструкция была слишком сложной, поэтому на смену ей в 1993 году пришла технология SWITCH-TRONIC., которая открыла новые перспективы спортивного вождения на автомобилях с автоматической КПП. Особенность SWITCH-TRONIC - это возможность переключения передач с помощью интегрированных на рулевом колеса кнопок, которые удобно переключать с внешней стороны большими пальцами, а с внутренней – указательными.
В 1995 году Alpina становится первым автопроизводителем в мире, применившим при Alpina B12 5,7 E-KAT серийно технологию Superkat, электрически подогреваемого металлического катализатора. Эта разработка стала плодом сотрудничества Alpina, BMW и Emitec. Благодаря этой совершенно новой технологии очистки выхлопных газов удалось превзойти действующие с 1996 года нормы по выбросу HC + NOx и CO на более чем 80 %.
В 1999 году на Женевском Автосалоне Alpina представляет Alpina D10 Bi-Turbo - первый дизельный автомобиль за всю 35-летнюю историю компании. Это самый мощный дизельный седан в мире на тот момент, развивавший 245 сил и 530 Нм крутящего момента.
В заключение, хочется сказать, что, без сомнения, Alpina – выдающаяся компания. Она вне времени. Как было 40 лет назад ручное производство, так и есть до сих пор, качество используемых материалов с каждым годом только росло, а к работе допускались только те люди, которые не только могут правильно и грамотно всё собрать, но и в каждый автомобиль вложат частичку своей души. Именно поэтому Alpina стоит особняком ото всех других фирм, занимающихся BMW.
P.S. Автор - Я. Публикация "Тюнинг Автомобилей" за февраль 2011
12 February 2011 в 01:29
Последний раз отредактировал модератор, 12 February 2011 в 11:38
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.