личный блог katty

Платные трассы в России

В России стали пытаться вводить платные дороги еще в 1990-х годах. В 1992 году президент РФ подписал указ "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе", в 1998 году указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", уточнявший условия введения в стране платного проезда по автодорогам. В конце 1999 года правительство РФ утвердило временные правила организации эксплуатации федеральных дорог на платной основе. Дальнейшее развитие идеи платных автодорог было отражено в ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)", принятой правительством 2 августа 2001 года.

14 ноября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2007 N 257–ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", в котором определяется порядок функционирования и строительства платных дорог на территории России.


Согласно ФЗ, решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении: автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; частных автомобильных дорог общего пользования.

Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается:

– правительством Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения или участка такой автомобильной дороги;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги;
– органом местного самоуправления в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения или участка такой автомобильной дороги;
– собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

Законодательство гласит, что решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.

В соответствии с "Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог", утвержденными постановлением правительства РФ от 19 января 2010 года, пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение.

Пользователь заключает с оператором договор одним из следующих способов: въезжает на платную автомобильную дорогу; оплачивает проезд в пункте взимания платы; оплачивает проездной талон; приобретает в собственность или в аренду техническое средство автоматической электронной оплаты.

Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге устанавливается оператором. Методика расчета платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам и максимальный размер такой платы утверждаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года.

Не допускается взимание с пользователей каких-либо иных платежей, кроме платы за проезд, взимаемой оператором.
Правила наделяют операторов правом не открывать барьера (шлагбаума) и не пропускать через пункт взимания платы пользователей, избегающих оплаты проезда, оплачивающих проезд в размере, меньшем установленного размера (за исключением льготных категорий транспорта) или имеющих задолженность перед оператором по оплате проезда.

Согласно правилам, пользователям запрещается препятствовать нормальной работе пунктов взимания платы, в том числе: блокировать проезд через пропускной пункт; самостоятельно убирать барьер (шлагбаум) для проезда через пропускной пункт; въезжать на платную автомобильную дорогу или выезжать с платной автомобильной дороги, минуя пункт взимания платы; проезжать через пункт взимания платы, не оплатив установленной платы за проезд, за исключением льготных категорий транспорта; разрушать оборудование пунктов взимания платы или совершать иные действия, нарушающие установленный порядок проезда через пункт взимания платы и пользования платной автомобильной дорогой с целью отказа от платы, избегания платежа или оплаты платежей в размере, меньшем установленного размера.

Согласно федеральному закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются:

– транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
– специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
– транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;
– иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, платными участками автомобильных дорог, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог.

В ноябре 2009 года заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров заявил, что стоимость проезда по платной трассе будет зависеть от многих факторов.

По словам замминистра, в мире существуют несколько схем – либо инвестор будет собирать средства и платить налоги, либо все деньги пойдут в бюджет, а государство гарантирует возвращение прибыли заинтересованным лицам. Еще один вариант – инвестор сможет получать дополнительную прибыль за счет развития придорожного сервиса. В любом случае во всех проектах строительства платных дорог заложен принцип – финансовые выгоды от проезда по платной автодороге – сокращение расхода топлива, временных затрат, должны быть больше, чем стоимость оплаты проезда.

В 1998–1999 годах на автодорогах России были введены ряд платных участков.

В 1998 году в Саратове через железнодорожные пути был проложен путепровод общей протяженностью более одного километра, за проезд по которому стала взиматься плата в размере 10 рублей. В 2000 году плата была отменена.

В 1998 году был построен мост через реку Дон в Воронежской области протяженностью 2,7 км, вместо паромной переправы, которая после открытия моста была сохранена как альтернативный проезд. Мост позволял существенно сократить время в пути, плата за проезд по мосту составляла 2 рубля с легкового автомобиля и 10 рублей с грузового. В 2001 году, поскольку доходы от эксплуатации не покрывали ежегодных затрат на содержание паромной переправы, взимание платы по этому мосту было также прекращено.

С 1999 года в Липецкой области действует платный 20-километровый участок автодороги в обход населенного пункта Хлевное. Эта автодорога является федеральной трассой "Дон". Участок на обходе населенного пункта Хлевное является единственным платным участком на дороге федерального значения. Дорога приносит доход государству. За 2008 год в бюджет Российской Федерации было перечислено около 118,6 млн рублей.

В 2008 году цена проезда по этому участку для легковых машин была 20 рублей, для грузовых – 40–80 рублей в зависимости от габарита.

С марта 2002 года плата за проезд взимается на ряде дорог в Псковской области.

Плата установлена за проезд по трассам: Печоры – Старый Изборск – Палкино – Остров (19,32 км), Нестрино – Остров до границы с Латвийской республикой (62,11 км), Опочка - Полоцк (82,1 км) и Ольша – Велиж – Усвяты – Невель (58,7 км). Стоимость проезда для легковых автомобилей составляет от 150 до 300 рублей, для фургонов, микроавтобусов с числом мест до 11 – от 230 до 480 рублей, для грузовых машин до 3,5 т – от 240 до 650 рублей, для автобусов с числом мест более 30, грузовых а/м грузоподъемностью свыше 8,5 т и трейлеров свыше 8,8 т – от 560 до 1130 рублей.

Доходы от платных дорог поступают в целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Псковской области.

В Алтайском крае действуют две платные дороги. Это участок автомагистрали "Алтай – Кузбасс" протяженностью в 137 километров и мостовой переход через реку Обь в Барнауле (столица региона). Цены (на начало 2008 года) за проезд по трассе "Алтай – Кузбасс" варьировались от 20 до 60 рублей для разных типов машин. Чтобы въехать в Барнаул по Новому мосту через реку Обь, водитель легкового автомобиля должен был заплатить 10 рублей, грузового – 20 рублей.

В октябре 2008 года в Санкт-Петербурге открылась первая очередь платной дороги – Западного скоростного диаметра (ЗСД).
Протяженность первой очереди ЗСД составила 5,8 километра основной трассы и 2,8 километра съездов.

Западный скоростной диаметр – внутригородская автомагистраль в Санкт-Петербурге. По проекту ЗСД должна связать Большой морской порт Санкт-Петербург и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос составит 6–8, транспортных развязок – 15, расчетная скорость движения – 120 км/ч. Плата за проезд по трассе предполагается на уровне до 100 рублей для владельцев легковых автомобилей, 150–300 рублей – для грузовиков. Проезд по отдельным участкам будет стоить дешевле.

Состояние проекта на декабрь 2010 года

В России действует одна федеральная платная дорога (точнее, один из её участков) — обход города Задонска и села Хлевное в Липецкой области на автодороге М4 «Дон» (Москва — Новороссийск)[1]. Также действует ряд платных участков на региональных автодорогах, в частности, в Псковской области имеется 4 платных участка: Остров — Вышгородок (62 км), Печоры — Старый Изборск (23 км), Опочка — Дубровка (82 км) и Усвяты — Невель (58 км). Стоимость проезда варьируется от 1 до 17 рублей за километр в зависимости от грузоподъёмности транспорта. Самая дорогая в Европе[источник не указан 105 дней] — трасса «Остров — Вышгородок» (0,47 евро за км для трейлеров).

Ведётся строительство или проектирование следующих федеральных платных дорог:
скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург (проектирование, строительство приостановлено);
новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» (строительство);
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области (проектирование);
ряд участков реконструируемой автодороги М4 «Дон» после окончания реконструкции будет переведен в состав платных.

Перспективы

В соответствии с подписанным президентом Д.А. Медведевым законом о компании «Российские автомобильные дороги» платными могут быть объявлены:
вновь построенные дороги, идущие параллельно существующим (если дорога единственная, то она не может быть платной);
реконструированная часть старой дороги (что вызывает нарекания в связи с тем, что строительство этой дороги уже было профинанссировано за счёт транспортного налога). Ближайшая перспектива такого рода — трасса М4 «Дон», о чём 31 августа 2009 Сергей Иванов: «Возможно, что отдельные участки трассы „Дон“ станут платными»

Ждёшь начала полноценного функционирования системы платных трасс?

  1. Да, конечно! (54% — 7 голосов)
  2. Вряд ли это ощутимо облегчит жизнь россиян-автомобилистов. (46% — 6 голосов)
4
15 May 2011 в 20:56
1274
5
Последний раз отредактировала katty.ВАО, 15 May 2011 в 20:57
5 комментариев:
V1adimir
#  V1adimir.Moto  15 May 2011 в 21:01
платные дороги - это хорошо, на них никогда нет пробок. поэтому проекты с такими дорогами всегда воспринимаю положительно. А вот все выше написанное читать было впадлу, т.к. собственных мыслей нет, а что есть на настоящий день и так большинству известно.
0
Teppop
#  Teppop.CarEm  15 May 2011 в 21:11
кач-во полотна лучше :) по крайней мере на тех, на которых я катался.
0
V1adimir
#  V1adimir.Moto  15 May 2011 в 21:30
про качество само собой разумеется, и ограничение 150 кмч вроде, так что можно 200 ехать без риска лишения. это мне нравится, как до Питера построят, 4 часа и я в Питере)
0
отредактировал V1adimir.Moto, 15 May 2011 в 21:34
NoNameOld
#  NoNameOld  16 May 2011 в 08:10
все это дело начнет быстро развиваться и функционировать в полной мере, когда гос-во найдет заинтересованных инвесторов, но их к сожалению останавливают условия наших концессионных соглашений)
владеть то всем будет все равно гос-во..
0
katty
#  katty.ВАО  16 May 2011 в 18:19
Меня вот что ещё интересует: будет ли ограничение минимальной скорости движения?
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29