личный блог JohnyA

Toyota War II: Самопал

В феврале 2011 года, когда в Ливии вспыхнуло восстание, повстанцы с первых же дней принялись щеголять перед западными журналистами натовским оружием и новенькими, с иголочки пикапами «Тойота». Станут ли легендарные машины причиной поражения ливийской армии и на этот раз?


Легкая кавалерия

Толчком к массовому применению легковых вооруженных автомобилей стала Вторая мировая – на редком боевом джипе не стоял пулемет, а машины спецназа, действующие в Северной Африке, обзавелись сразу несколькими. Однако вскоре на сцене появился обычный фермерский пикап, сходу вытеснивший джипы из партизанской войны. Чадские военные, практически не имевшие средств поддержки – авиации и артиллерии, – но получившие 400 подаренных Францией пикапов (Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий), наголову разгромили гораздо лучше вооруженную ливийскую группировку.



Сегодня боевые пикапы можно встретить везде, где пахнет порохом. В южноамериканских странах, где партизаны борются с правительствами, наркоторговцы перестреливаются с пограничниками, а полиция уничтожает многочисленные банды, спецподразделения правоохранительных органов ездят практически только на пикапах. В Ираке непременным атрибутом полицейской машины считается пулемет – чем больше калибром, тем лучше. В Афганистане на «текникалах» (боевых пикапах) передвигается и большинство спецподразделений контингента НАТО – чехи, голландцы, французы и, само собой, американцы (не говоря уже об афганской армии, полиции и талибах). Ровно такая же ситуация складывается сейчас и в Ливии – вооруженные пикапы используются обеими воюющими сторонами, что уже приводило к неразберихе: «миротворческая» авиация наносила удары по машинам повстанцев, приняв их за солдат Каддафи.



Причины приверженности военных к пикапам понятны. Во-первых, это вместительность: за раз машина может увезти до тонны груза или до 20 человек с вооружением, что недоступно джипу. Кстати, в случае обстрела из кузова пикапа можно легко выпрыгнуть. Во-вторых, нет проблем с получением запчастей или ремонтом – сломанную машину починят в ближайшей гражданской автомастерской. Наконец, в-третьих, пикап позволяет установить в кузов мощное вооружение, компенсируя тем самым отсутствие у партизан бронетехники и авиа/артподдержки. В отличие от «текникала», работу авиации могут осложнить погодные условия и ПВО противника, а возможности артподдержки ограничены дальностью стрельбы и условиями ближнего боя, когда можно попасть по своим. Танки и бронемашины, помимо своей шумности и заметности, за «текникалами» попросту не угонятся. Получается, что для иррегулярных военных формирований лучшей поддержки, чем вооруженный пикап (одновременно служащий транспортным средством), попросту нет.

Toyota War II

Несмотря на присутствие у повстанцев ниссанов и мицубиси, популярность истинно революционной машины в Ливии сегодня имеет вполне определенный пикап – Toyota Hilux. Как говорит бывший рейнджер армии США Эндрю Эксам, «это автомобильный эквивалент автомата Калашникова». Одна из причин такой популярности– надежность. «Hilux – это рамный грузовик,– объясняет Кевин Хантер, шеф калифорнийского филиала «Тойоты». – Рама делает машину намного более прочной. Я бы назвал ее неубиваемой: у нас есть множество клиентов, которые намотали 200 и 300 тысяч миль, а машины все еще на ходу».



Мировую известность «Хайлюксам» принесли боевые действия Международных сил содействия безопасности в Афганистане, где тойоты с самого начала широко использовались талибами. Однако в основном в стране оказывались старенькие пикапы, для суровой партизанской работы малоподходящие. Все изменилось, когда воинскому контингенту Канады была поставлена крупная партия Hilux в отличном состоянии. Со временем практически целиком она оказалась в руках талибов или обычных афганцев, которые высоко оценили надежность и неприхотливость машины. Любовь афганского народа к автомобилю была настолько велика, что изображение кленового листа (символ Канады) на заднем откидном борту тойоты миротворцев стало знаком качества «текникалов».



Наиболее часто у повстанцев можно встретить машину с установленным в кузове ДШКМ (или его китайским аналогом «Тип 54») – модернизированным 12,7-мм пулеметом Дегтярева и Шпагина. Это оружие было принято на вооружение Красной армии в 1938 году, но и в новом веке представляет собой грозную силу благодаря эффективной стрельбе по бронированным целям и высокому темпу огня.

Второй по популярности – 14,5-мм пулемет КПВ, который при стрельбе бронебойно-зажигательными боеприпасами представляет серьезную опасность даже для легкой бронетехники. Любопытно, что в ряде случаев мятежниками используется танковая модификация КПВТ, снятая с захваченной бронетехники. В этом случае к пулемету привариваются ручки и устанавливаются прицельные приспособления: танковая модификация всего этого не имеет. Повстанцы приспособили для стрельбы с пикапа и зенитную модификацию пулемета– буксируемые установки на его базе китайского и северокорейского производства (ЗПУ-1/2) используются и ливийской армией, и мятежниками. Венцом же повстанческой оружейной мысли стала зенитная установка ЗПУ-4 (счетверенный КПВ!), втиснутая в кузов пятиместного пикапа.

Сила революционного слова

Помимо пулеметного вооружения, значительная часть ливийских «текникалов» оснащена пусковыми установками неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). В основном в этой роли используются блоки для… вертолетов, установленные на самодельных станках. Но встречаются и кустарные пусковые установки. Так, на одном из фото видны самодельные направляющие савиационными 57-мм НУРС С-5, приваренные к зенитной турели с подбитого танка, которая, в свою очередь, поставлена на станок – судя по всему, от пехотного пулемета. Отсутствие прицелов и достаточной стабилизации ракет при пуске (авиационный блок предназначен для стрельбы в воздухе, где встречный воздушный поток стабилизирует ракету сразу после пуска) делает такое оружие малоэффективным (стрелять можно только в режиме «мимо города не промахнусь»).



Впрочем, есть у мятежников и «текникалы» с более серьезным артиллерийским вооружением – китайской 107-мм реактивной системой залпового огня «Тип 63» и египетской счетверенной пусковой установкой 122-мм ракет SACR. Правда, судя по фотографиям и видеозаписям, стрельба из них несет угрозу прежде всего самим повстанцам: небрежно поставленная на склоне машина грозит опрокинуться и выстрелить ракеты «на кого Аллах пошлет», от выхлопа загораются вещи и боеприпасы, лежащие в кузове, а сами стрелки, неосторожно расположившиеся рядом, после первого же залпа разбегаются, как зайцы…

В качестве оружия поддержки прямой наводкой мятежниками используются американские 106-мм безоткатные пушки М40. Наконец, армия Каддафи использует «текникалы» со спаркой переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-С» – вполне возможно, несколько таких машин вскоре окажутся ивруках повстанцев.

Облик боевых пикапов мятежников ближе к лету претерпел изменение. В самом начале боевых действий бронирование экипажа составляли лишь воинственные надписи на бортах и революционный флаг. Однако, столкнувшись с реалиями боя в городе, повстанческие «текникалы» обзавелись толстым стальным листом перед бампером, а также самодельными щитками для пулеметчика в кузове. В некоторых мастерских пошли еще дальше и применили для бронирования машин… люки от БМП.

Хайлюкс навсегда

В общем и целом, ориентированность современных армий на участие в локальных конфликтах говорит, что в ближайшее время «текникал» не только никуда не денется с поля боя, но и будет совершенствоваться. Доктор Алистер Финлен из Университета города Аберистуит (Великобритания), изучивший рапорты военных при столкновении с повстанческими пикапами, пришел к выводу, что данный тип автомобиля имеет преимущество перед армейскими хаммерами или их аналогами. Несмотря на отсутствие брони, «текникал» обладает высокой мобильностью и мощным вооружением, что делает его идеальной машиной для партизанской тактики «бей-беги». Или для контрпартизанской – неспроста в последнее время силы быстрого реагирования и войска специального назначения пополняются высокоподвижными вооруженными автомобилями повышенной проходимости. Причем, как показывает опыт Афганистана, предпочтение все-таки отдается гражданским моделям.

Воинственные технички

Необычное название описываемого класса машин – technical («текникал», «техничка») – имеет немалое количество объяснений. Например, можно встретить утверждение, что название пошло от термина «технический комбатант» (technical combatant), которым обозначаются солдаты, передвигающиеся на гражданской технике. На самом же деле термин возник в начале 90-х годов прошлого века, когда в Сомали вспыхнула гражданская война. Тогда частные компании для защиты собственности были вынуждены взять на работу наемников, оснастив их транспортными средствами в виде вооруженных пикапов. А поскольку это было нарушением закона, зарплата наемникам и все траты на их содержание шли под видом «технических расходов». Позже из финансовых документов название подобного транспорта – «технички» – распространилось по всему миру.

Знаменитое видео, о попытке Top Gear убить Toyota Hilux:
Теги: Toyota Hilux
10
23 July 2011 в 19:42
6984
3
Последний раз отредактировал JohnyA, 23 July 2011 в 20:14
3 комментария:
Splash332
#  Splash332.JDM  23 July 2011 в 20:00
интересно=)) + тебе=)
1
JohnyA
#  JohnyA  23 July 2011 в 20:48
Спасибо.))

P.S.
Добавил видео.
0
Zolton
#  Zolton.71rus  23 July 2011 в 20:15
самая крутая реклама тоёты....!
1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29