личный блог Dimakirov2

Такая родная "ВЯТКА"

Итак, немного истории)))) В 2012 году исполнилось 55 лет с начала серийного производства самого, наверное, известного двухколесного транспортного средства в СССР – мотороллера “Вятка”. Он стал первым серийным отечественным мотороллером послевоенного выпуска. Тем более стоит внимания эта дата, что выпускалась “Вятка” на территории Кировской области, в городе Вятские Поляны.



Государственный заказ на разработку и начало выпуска мотороллера поступил на завод в 1956 году, причем на все мероприятия от создания проекта до конвейера давалось менее года. Столь жесткие сроки заставили искать прототип машины за рубежом. Им стал итальянский скутер Vespa 150GS, с которого были сняты все размеры будущего мотороллера. Уже осенью 1956 года первые экземпляры были готовы, а в 1957 году началось серийное производство. До конца года собрали 1668 мотороллеров, а к 1961 году количество выпущенных машин достигло 100 тысяч.

Модель ВП-150 “Вятка” оснащалась двухтактным бензиновым двигателем рабочим объемом 150 кубиков и мощностью 5,5 л.с., а также трехступенчатой механической трансмиссией. Мотороллер мог использовать самый дешевый бензин А-66. В двигателе применили систему принудительного охлаждения с вентилятором большого размера. “Вятка” отличалась сравнительно небольшим расходом топлива – около 3,2 л/100 км – и низким для двухтактной техники уровнем шума. В 1965 году появился новый мотороллер – ВП-150М “Вятка-Электрон” с бесконтактной системой зажигания. Сразу после этого старую “Вятку” сняли с производства.



За неимением лучшего мотороллеры “Вятка” и “Вятка-Электрон” пользовались у населения большим спросом. На них даже проводились длительные мотопробеги по стране, часто протяженностью в несколько тысяч километров. Однако стоит оценить популярность мотороллера непредвзято: главной причиной этому была все же цена. Как только легковые автомобили стали доступнее, интерес к мотороллерам резко упал. В конце 80-х “Вятка” и более поздние отечественные модели уже почти не встречались на дорогах.

В 60-е годы “Вятка” стоила 320 рублей, а самый недорогой 125-кубовый мотоцикл стоил 465 рублей. Автомобиль ЗАЗ-965А стоил 1800 рублей, да его еще и купить надо было суметь.



Показательно отношение граждан к отслужившей свое технике. Если автомобили в СССР ездили до тех пор, пока не разваливались на части, то сломавшийся мотороллер многие попросту выбрасывали, приспособив исправные запчасти в хозяйстве. Из двигателей ВП-150 в те годы делали самодельные лебедки, мотоблоки, микротракторы. Поэтому, несмотря на огромное количество выпущенных мотороллеров, найти сегодня “Вятку” в более-менее приличном состоянии – задача не из легких, но у меня есть.... ну вернее то что от него осталось, вросший в землю памятник...

Любопытно, что появись “Вятка” сегодня в продаже, вряд ли мотороллер пользовался бы серьезным спросом. Всплеск интереса к скутерам (которые и есть не что иное как мотороллеры) связан, в первую очередь, с их “бесправностью”. “Вятка” же, несмотря на малую мощность и компактные размеры, относилась к “полноценным” транспортным средствам и требовала от своего владельца водительского удостоверения категории “А”.
5
4 September 2012 в 14:14
2443
1
1 комментарий:
Abramov.k
#  Abramov.k   4 September 2012 в 14:24
оригиналов на ходу так мало осталось.. в последнее время чаще замечаю Вятки на хондовских моторах
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29