личный блог Alexey V

Москвич-2150: «Неизвестная история советского внедорожника»


Популярная «Нива» (ВАЗ-2121) для многих наших соотечественников является фактически синонимом словосочетания «отечественный внедорожник». В свое время за право называться «первым советским джипом» она соревновалась с не менее интересной разработкой завода АЗЛК. К сожалению, этот автомобиль так и не дошел до серийного производства.
код кат
Все началось еще в середине 50-х, когда в Союзе начали работать над полноприводным автомобилем, достаточно комфортабельным для повседневной эксплуатации «на гражданке». На это звание претендовали и ГАЗ М-72, и Москвич-410. Все они были сработаны по одному лекалу — серийный легковой автомобиль с укрепленным кузовом, на жестких мостах с зависимой подвеской, оснащенный раздаточной коробкой. К покорению нехоженых троп эти машины были пригодны, но ни о каком комфорте и говорить не приходилось — очень жесткий ход, шумная полноприводная трансмиссия.



Команда АЗЛК (в те годы завод назывался МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей) под руководством известного инженера Игоря Гладилина решила создать «легковой» вездеход с чистого листа. Так в 1957 году появился Москвич-415, имевший раму вместо несущего кузова — он был легче, надежнее, долговечнее. Внешность у машины была сугубо утилитарная, хотя ее западные «одногодки» (Willys в США, Toyota Land Cruiser 40 в Японии) все были выдержаны в похожем стиле. В 1960 году появилась модификация с закрытым кузовом (Москвич-416). Прототипы успешно прошли заводские испытания, но на тот момент производственные мощности МЗМА были загружены полностью, и времени, а главное желания внедрять и налаживать производство новой модели элементарно не было.



В начале 70-х, когда ниша универсального комфортабельного внедорожника уже не могла долее пустовать, перед автопромом страны снова была поставлена та же задача. Разработкой одновременно занялись 3 предприятия: АвтоВАЗ, Ижмаш и АЗЛК. Инженеры московского завода подняли из архива замороженный проект и уже в 1973 году собрали прототип под названием Москвич-2150, унаследовавший некоторые черты 415-го.



«Нива» на тот момент находилась еще на этапе первых ходовых прототипов, а Москвич-2150 уже был полностью готов к массовому производству. В отличие от разработки ВАЗ'а, он в большей степени подпадал под определение классического внедорожного автомобиля: 3-дверный универсал с лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами был оснащен двигателем объемом 1460 см³ (75 л.с.) и механической 4-ступенчатой трансмиссией. При длине в 3,6 метра, снаряженная масса составляла всего 1050 кг. Клиренс — 22 см. Машина имела 2 топливных бака общей емкостью 60 литров (одной заправки хватало минимум на 500 км). Спинки задних сидений откидывались — удобно для перевозки крупногабаритных грузов. Кроме этого, джип мог буксировать прицеп весом до 350 кг. Заявленная максимальная скорость — 105 км/ч. В новинку был и дифференциал повышенного трения в заднем мосту.



Параллельно была разработана и модификация Москвич-2148 с кузовом «фаэтон» с мягким верхом (на фото слева)

Москвич-2150 отлично приспособлен к круглогодичной эксплуатации в условиях глухого бездорожья: предпусковой подогреватель, герметичная система охлаждения двигателя, заполненная антифризом, тормоза барабанного типа на всех колесах (для лучшей защиты от грязи). В салоне — пластиковая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка.



Отдельно стоит отметить довольно оригинальную цветовую гамму (оранжевый цвет) и вполне адекватный дизайн — не забывайте, на дворе стоял 1973 год! Москвич-2150 был достаточно внушительным, но не кондовым.



Работу принимал лично Брежнев, и после рассмотрения всех проектов победителем «производственного соревнования» объявили автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Проходимость была похуже, но машину признали более комфортабельной, универсальной и конкурентоспособной на международном рынке. По неофициальной версии, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, инициировавший проект, агрессивно лоббировал ВАЗ, и потому уговорил Брежнева выбрать «Ниву». Свое объяснение предлагает, естественно, и народная молва — дескать, во время смотра машин Леонид Ильич поперхнулся, и долго откашливался, упершись рукой именно в «Ниву». Уровень правдоподобности этой истории оцениваем на уровне байки о том, что железная дорога Москва — Санкт-Петербург имела единственный выступ в том месте, где сорвалась рука у Николая I, чертившего на карте идеально прямую линию. По другой легенде, во время презентации «Нивы» генсек вдруг резво прыгнул в кабину и дал по газам, уехав немного покататься — в том числе, и с территории завода, едва не до инфаркта доведя охрану.








Москвич-2150: «Первый советский внедорожник»
Технические характеристики:
Габариты, Д/Ш/В, мм – 3615, 1526, 1850.
Колесная формула – 4х4.
База, мм – 2270.
Колея, мм – 1270.
Масса снаряженная, кг – 1050. Тип двигателя – бензиновый, карбюраторный R4/4.
Объем, см куб. – 1500.
Мощность, кВт (л.с.) – 55 (75).
Тип привода – полный.
КП – 4 ступени.
Подвеска перед./задн. – зависим./зависим.

Так или иначе, Москвич-2150 сошел с дистанции и остался не у дел. Всего было выпущено 2 прототипа, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр.

Сейчас же ясно одно: Советский Союз еще в конце 50-х мог иметь свой «Ленд Крузер».

Попрошу в топ, если можно...
Источник + гугл фото.
10
17 December 2010 в 17:26
4025
15
Последний раз отредактировал Alexey V.ЕКХ, 17 December 2010 в 19:04
15 комментариев:
VEN9I
#  VEN9I.42rus  17 December 2010 в 17:28
незнал даже о таком!))
1
Delete111111111111
#  Delete111111111111  17 December 2010 в 17:31
щас бы как рэйнжик был...
1
veks
#  veks.kz  17 December 2010 в 19:26
сравни вазовские модели например 5 , что в 80х годах ,что сейчас!
0
mynameisg2
#  mynameisg2  17 December 2010 в 17:32
обалденный аппаратик! очень изящно смотрится в отличии от уаза и пр и, обратите внимание, где установлено зеркало бокового вида (на переднем крыле) это очень удобно!!!!
1
BAU
#  BAU.27rus  17 December 2010 в 17:36
Умели же делать!!! А сейчас...
3
Юджин
#  Юджин.POD  17 December 2010 в 17:38
Люблю такие информативные посты! Спасибо тебе+
2
SEnYA
#  SEnYA.ВАО  17 December 2010 в 18:09
Газ 64 - первый русский внедорожник! Производился с 1941!
2
отредактировал SEnYA.ВАО, 17 December 2010 в 18:49
Alexey V
#  Alexey V.ЕКХ  17 December 2010 в 18:30
Не отрицаю, но про этот вообще слышно ничего не было...
0
SEnYA
#  SEnYA.ВАО  17 December 2010 в 18:44
Я к тому, что утверждение "Первый советский внедорожник» - в названии поста, является не правильным и вводит остальных в заблуждение!
0
Alexey V
#  Alexey V.ЕКХ  для SEnYA.ВАО  17 December 2010 в 19:04
Поправил...
0
Dioniss
#  Dioniss.TAZ  17 December 2010 в 18:43
Газ 64 с 1941г.
1
SEnYA
#  SEnYA.ВАО  17 December 2010 в 18:49
етит...а я и думаю не то чет...сам туда же)
1
Stasyan-Kalbasyan
#  Stasyan-Kalbasyan  17 December 2010 в 18:49
есть быть точнее то нива это первый не только советский не внедорожник а кроссовер
1
Stratus Boy
#  Stratus Boy.59rus  17 December 2010 в 19:28
я не знал о таком аппарате, я его ни разу не видел(
1
albyc2009
#  albyc2009  19 May 2011 в 16:47
реальный аппарат
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29