личный блог alan

Ковка дело тонкое!) Разбираемся в том, что такое «кованые...

...«кованые диски» вместе со спецами в лице @RangeRobber и @Ded-66 – пришло время узнать все, повышаем свою компетентность! : )



Здравия желаю, дорогие читатели и читательницы! Быть может Вы помните, что некоторое время назад я заказал на свой 9-5 Aero 19-ые кованые диски от Solomon Alsberg. Одел их буквально вчера, эмоции трудно описать словами, но об этом позже, когда будет завершена переклейка, а пока что решил заскочить в гости в представительство Solomon Alsberg, дабы пообщаться с руководителями в лице известного Вам RangeRobber’а и Ded-66 – пора узнать все по теме кованых дисков, приступим…)



Сначала пару слов о каждом из них, чтобы было понятно с кем у нас происходит общение : )

Антон Ded-66 с 2003-го по 2009-ый руководил компанией AG Forged и развивал колёсную программу в СМК (Ступинская Металлургическая Компания). С 2010-го года и по сей день занимается развитием направления кованых дисков SportLine на заводе Solomon Alsberg. Между прочим Ded-66, несмотря на свой зрелый возраст (47 лет), является играющим тренером (сен-сей 4-ый Дан) киокусинкай карате и совсем недавно взял титул Чемпиона России!



Антон RangeRobber c 2011-ого года руководит представительством Solomon Alsberg в Москве, а также является основателем и руководителем компании Rocksroad Luxury Forged Wheels (кованые диски премиум-класса).

Алан: Друзья, приветствую Вас : ) Рад, что мы наконец смогли найти время и пообщаться, сразу перейду к вопросам, потому что их очень много : ) Расскажите, чем же отличаются кованые диски от литых на уровне обывателя?

RangeRobber: Методикой изготовления. Если литой диск производится литьем жидкого металла в литейную форму и там остывает до твердого состояния, то кованый диск производится из твердой заготовки за несколько кузнечных переходов. При этом, очень строго контролируется температура нагрева металла в процессе деформации.



После формирования заготовки как литая заготовка, так и кованая заготовка проходят процесс термической обработки для придания металлу нужных свойств в зависимости от состояния его структуры. После все заготовки идут на фрезерные и токарные операции, контроль качества и т.п. Кстати, все литые диски должны проходить один вид испытаний, который характерен только для литых изделий – проверка на герметичность. Этим испытанием проверяется наличие литейных пор в изделии. Что в принципе не может быть в случае кованых дисков.

Алан: А в чем преимущество такой технологии?

Ded-66: Чтобы не перегружать читателей специальной информацией, которая может быть интересна и понятна узкому кругу профессионалов, отвечу кратко. Основные преимущества кованых дисков — это меньшая масса и высокие (относительно литых) упругие характеристики.



Кованый диск деформируется упруго, то есть в пределах допустимых нагрузок работает как пружина, возвращаясь к первоначально заданной геометрии. Это связано с иной структурой металла. Для понятного примера могу привести обычный веник – если взять один прутик, то он легко сломается, а если взять несколько прутиков вместе и попытаться их сломать, то для этого понадобится намного большее усилие.

Алан: А насколько важна масса диска?

RangeRobber: Это неподресоренная масса автомобиля. Об этом уже очень много написано, и можно найти информацию в Википедии. Снижение массы каждого из четырех колес на 1 килограмм эквивалентно уменьшению веса в салоне автомобиля приблизительно на 40 килограммов. В качестве примера зачем нужно облегчать неподрессоренную массу можно привести: машина ведет себя точно также, как и человек. Если Вы наденете кирзовые сапоги и пробежите 100 метров, то у Вас будут определенные ощущения и результаты, а если Вы пробежите 100 метров в кроссовках, то Вы сами почувствуете разницу – энергии затрачено будет меньше, а результат будет лучше.



Алан: Да, это действительно существенно! А как себя ведет литой диск при ударе?

Ded-66: Литой диск – это жесткая конструкция в силу метода производства и особенностей металла. Поэтому, литые диски передают всю энергию удара от неровностей дороги на подвеску. Кованый же диск частично за счет собственной упругой деформации компенсирует эту энергию удара и передает на подвеску меньшее значение.



Алан: А что кованый диск нельзя погнуть или расколоть?

Ded-66: И кованый диск можно согнуть и сломать, всё зависит от приложенной силы. При прочих равных для кованого диска потребуется значительно большее усилие, чем для литого.

Алан: То есть это забуждение, что кованые диски неубиваемые?

RangeRobber: Да, конечно, это заблуждение. Всё можно сломать! Но как отметил мой коллега, в одинаковых условиях для кованого диска потребуется намного больше усилия, чтобы вызвать сильную деформацию.



Ded-66: Раз мы обсуждаем на сколько кованые диски надежнее, чем литые, то уместно вспомнить пример из личного опыта нашего друга и постоянного заказчика. Он отправился в дальнюю поездку на Mercedes-Benz Viano, на котором установлены наши кованые диски диаметром 19’’ дюймов на низкопрофильных шинах, а его коллеги ехали на аналогичном Viano вслед за ним, но на оригинальных литых дисках диаметром 16’’ дюймов. Оба автомобиля двигались друг за другом, но в Украине неожиданно попали на участок, где проводились дорожные работы. Viano на наших кованых дисках преодолел это препятствие без видимых потерь, а на втором Viano передний диск разрушился (откололся крупный сегмент диска из-за чего спустила шина), и все это было с литым диском при большей высоте профиля, когда еще и шина защищает диск от разрушения.



Установив запаску на втором Viano, они продолжили путешествие до Финляндии. Спустя 8,000 километров, позабыв о том происшествии, уже в Финляндии, после ночной стоянки на первом Viano спустило переднее колесо. В шиномонтаже обнаружилась трещина в диске, которая и явилась причиной сдутия шины.

Алан: Получается, что на подбитом кованом диске проехали еще 8,000 километров?

Ded-66: Да, именно так. После того удара диск сдеформировал упруго, но в связи с превышением расчетной нагрузки образовалась микротрещина, которая за 8000 не самых идеальных километров расширилась — обычное усталостное разрушение. Этот пример я расцениваю как отличный показатель эксплуатационной надежности наших дисков. Основная функция была выполнена – безопасное движение после непредвиденного случая до безопасной остановки.

RangeRobber: Кстати, можешь посмотреть на этот диск прямо сейчас.



Алан: Заказчик-то не сильно расстроился? :)

Ded-66: Конкретно этот человек не далек от автоспорта и автомобильного тюнинга, то есть человек с реальными техническими знаниями, и в Финляндию он поехал на этап чемпионата мира WRC, поэтому он трезво оценил ситуацию, понял, что диск отлично себя проявил, позвонил из Финляндии, рассказал эту историю, поблагодарил, и заказал еще два диска, чтобы появилась и запаска.

Алан: Это здорово, что заказчик оказался специалистом, и не забыл об ударе 8000 километров назад в Украине, а то мог бы и подумать, что колесо просто ночью само по себе треснуло :)



RangeRobber: Да, бывает, что люди и не понимают, как должен был бы повести себя диск в той или иной ситуации, или вовсе забывают о каком-то сильном ударе, который мог повлечь какие-либо измнения в структуре диска. Вообще существует такое заблуждение, что коваными дисками можно ломать бордюры, резать асфальт и так далее :)

Алан: Уверен, что благодаря нашему общению сегодня, понимающих и разбирающихся в этой теме людей станет намного больше. А верно ли утверждение, что кованый диск может разрушить шину в момент удара или обязательно появится грыжа?



RangeRobber: Нет, это совершенно неверно. Независимо от используемого диска, шина ведет себя при ударе по-разному, это зависит от вектора направления удара.

Алан: Еще один вопрос, который наверняка всех интересует, это ценообразование дисков?

RangeRobber: Оттолкнемся от литых дисков, за редким исключением, это серийное поточное производство, то есть производится большое количество одинаковых дисков с одинаковыми параметрами, что и сказывается на относительно низкой себестоимости, хотя некоторые популярные бренды литых дисков всё равно стоят немалые деньги. Себестоимость кованого диска по умолчанию выше из-за сложности, многоступенчатости технологии изготовления и высокоотходности.



Ded-66: Вот это верно, до 40% массы заготовки уходит в стружку. Нужно отметить, что некоторые компании, известные по производству кованых дисков, нашли компромиссный вариант, чтобы снизить себестоимость. Например, Rays с их культовой моделью Volk TE37, где диск штампуется с уже сформированным «лицом» (дизайном), а мы всегда работаем с моноблочной заготовкой, которая в простонародии называется «слепышом», так как нам интересней не серийное производство, а индвидуальное изготовление.



Серийное производство у литых дисков обусловлено емкостью литейного миксера, в котором находится жидкий металл перед началом заливки в формы. Можно сделать миксер на 100 кг общей массы по объему, но тогда и стоить эти диски будут уже намного дороже, чем обычно. В случае же кованых дисков из заготовки одной формы можно механической обработкой получать хоть 1 диск. В некоторых случаях из кованой заготовки массой 35-40 кг получают диск массой 8-9 кг.



Алан: Окей, а что скажете про сборные диски?

Ded-66: Единственное преимущество — возможность подбора обода по ширине, или двух ободов, если это трехсоставной диск. Это позволяет производителям опять же сэкономить на себестоимости, так как можно подобрать нужную ширину к уже готовой центральной части. Говорить о надежности трудно, потому что все производители используют разные комплектующие.



Очевидным недостатком является необходимость регулярного обслуживания такой конструкции. Например – нужно через определенный интервал пробега (10-15 тыс км) проверять болтовые соединения, герметичность сборки обода (если и обод состоит из частей), т.е. как и машину обслуживают в сервисных центрах, нужно следить и за сборной конструкцией диска.



Алан: Это какая-то головная боль :) Получается, что в плюсе от «сборки» остается только производитель и продавец?

RangeRobber: Ну почти, что так, но некоторым нравится внешний вид сборных дисков, поэтому несколько моделей из нашей коллекции могут быть изготовлены с фальшболтами, а некоторые дизайны могут быть выполнены таким образом, будто спицы и обод не являются единым целым. Мы занимаемся исключительно моноблочными коваными дисками, так как считаем это самым правильным и надежным продуктом.



Финиш. Друзья, вот такая получилась познавательная беседа с нашими дисковыми экспертами в лице RangeRobber & Ded-66 – уверен, что каждый из Вас подцепил какой-нибудь новой информации для себя, а это замечательно. Через пару дней ждите вторую часть, где разберем нюансы производства кованых дисков и тогда станем с Вами абсолютными экспертами по теме, спасибо за внимание!

С уважением, Енилеев Алан.



п.с. рад видеть Вас у себя в instagram и вконтакте, на facebook и в twitter, на surfingbird и на моем youtube-канале, спасибо за внимание, рад радовать! : )
Автомобили: Bristol Fighter
42
21 November 2013 в 14:04
17602
10
Последний раз отредактировал модератор, 22 November 2013 в 12:39
10 комментариев:
ToxaJuke
#  ToxaJuke.ЮВАО  21 November 2013 в 14:21
Огонь статья!!! Так как сам работаю в этой сфере.
0
alan
#  alan.BR  22 November 2013 в 03:26
респекты : )
0
К.Е
#  К.Е  21 November 2013 в 15:07
Тазы валят
2
alan
#  alan.BR  22 November 2013 в 03:26
всегда)
0
ленивый
#  ленивый.77rus  21 November 2013 в 22:12
витя ак 47, в своём треке "старая школа", утверждает что литые круче кованых, вот кому верить?

готов взять семнадцатые или шестнадцатые диски на ресурсные испытания.
0
alan
#  alan.BR  22 November 2013 в 03:26
лучше верить экспертам : ) )
0
vlad-krai
#  vlad-krai  21 November 2013 в 23:10
Статья познавательная и информативная, но если бы Алан разместил бы здесь фото"золотой")))))), то инфа дошла бы до больших умов!!!
0
alan
#  alan.BR  22 November 2013 в 03:25
так золотая как раз уже скоро будет на дисках Solomon Alsberg)
0
PREDATOR.
#  PREDATOR..72RUS  22 November 2013 в 09:57
Очень интересная статья. Столько полезной информации, что прочитал с большим удовольствием:)
2
Kosteg
#  Kosteg  22 November 2013 в 20:20
Аланыч, как всегда на высоте! После статейки развеял кучу сомнений))
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29