личный блог Teufel

«Турбо эра» или устрашающая мощь…часть 1

Давненько я не писал о чем то, кроме редких супер каров. И вот этот день настал. Этот пост разделен на 2 части и будет про те времена, когда гонщики F1 реально боялись садится за руль болидов, так как шансы недоедать до финиша были очень велики…


Двигатель извергающий просто языки пламени потому что в нем 1000 лошадей, да ребят именно такая мощь была одно время в болидах F1 это щас она меньше, скажем спасибо всем стандартам безопасности и всему такому. А раньше этого не было именно поэтому эра о которой пойдет речь считается самой зрелищной и опасной за всю истории королевских гонок. И зовут ее- «турбо эра»

Я пожалуй вставлю в пост мнение Дерека Варвика о тех временах.
«Как сдержать норов железного коня при прохождении поворота на пятой или шестой передаче на скорости свыше 290 км/час без усилителя руля? Да, еще надо не забывать передачи переключать.…»

По моему эта фраза как нельзя лучше описывает те времена. И поверьте так и было, ведь это слова человека, который участвовал в 146 Гран-При за рулем болидов различных команд.


Это слова Дерека Варвика, ветерана Формулы 1, в чьем послужном списке 146 Гран-При за рулем болидов различных команд, включая Renault и Brabham. Он очень хорошо помнит эпоху в «королевских гонках», когда всем заправляли двигатели с турбонаддувом. Дерек вообще удивляется как сейчас, новички умудряются отставать от старичков всего на 1 секунду, ведь в его времена если дебютант отстал на 5 секунд, то это уже было громадное достижение.
Вот и интересно почему же эти болиды, которыми было практически нереально удержать на трассе благодаря их турбированной мощи, так долго были в мире королевских гонок. Давайте разберемся друзья.
Давайте подойдем с технической стороны. Все вы знаете, что такое турбина и как «это» работает, поэтому объясню на пальцах. Воздух попадает в камеру сгорания под давлением. А так как и воздуха благодаря турбине попадает больше, то кислорода тоже больше и процесс горения сильнее. Вот и получается, что такой турбированный двигатель выдает большую мощь, чем просто атмосферный. Ну на самом деле там все гораздо сложнее, но нам это именно в этом посту не так важно.
Перейдем непосредственно к рассмотрению автомобилей. Самыми первыми кто представил болид с двигателем с турбонаддувом была команда Renault и сделали они это в сезоне 1976 года. Вот этот болид.




Гран-При Великобритании 1976г. Джеймс Хант на M23B


Джеймс Хант ра рулем McLaren M23. Гран-При Испании 1976 г.



Джеймс Хант (Великобритания), Marlboro Mclaren M23, и Ники Лауда (AUT), Scuderia Ferrari SpA SEFAC 312T2 возглавляют стартовое поле на парадном круге.. Гран-при Франции, Поль Рикар, Франция, 04/06/1976.



Именно начальство Renault нашли ту самую щель в самом регламенте которое не запрещало использовать турбину. Поэтому они взяли двигатель всего на 1.5 литра, не смотря на то, что тогда в болидах доминировали двигатели Cosworth DFV объемом 3 литра, но они турбировали свои 1.5 литра и рискнули. Сначала команда это не афишировала и дебютировали с таким двигателем они в Сильверстоуне в чемпионате, в 1977 году.



Жиль Вильнев пилотирует McLaren M26. Гран-При Великобритании 1977 г. Сильверсоун.


Джеймс Хант (Великобритания), Marlboro Team McLaren M23 лидирует в первом повороте гонки







Первую же победу с таким двигателем они одержали уже в 1979 году, за рулем того болида сидел Жан-Пьер Джабойл.



Чемпионат мира формулы 1 1980




Гран-При США-Запад 1979 г. Лонг-Бич, Патрик Тамбэ в McLaren M28



Стивен Саус на Гран При США Запад за рулем M29. К сожалению так и не смог пройти квалификацию.


Победа достигалась за счет того, что у двигателя такого типа было 600 лошадок, что на порядок выше, чем у 3 литровых, атмосферных конкурентов. После таких достижений Гордон Мюррей, человек имеющий больше значение в McLaren, тоже захотел приобрести себе такой двигатель так как было ясно что эти двигатели просто вытеснят Cosworth DFV. И как только он его получил в 1981 году, они сразу же отрезали заднюю балку крепления двигателя и сделали новую стальную раму для установки двигателя.


Жиль Вильнев (CDN) Scuderia Ferrarii SpA SEFAC 126CK, уходит в занос и забирает Алана Джонса (Австралия), Williams FW07C, John Watson (GB), Marlboro McLaren MP4 тормозит, чтоб избежать столкновения Андреа де Чезарис, Marlboro McLaren MP4 Разворачивается и влетает в ограждения, чтобы избежать столкновения на переднем плане.. Гран-при Великобритании, Сильверстоун, Англия, 18/07/1981.


Жак Лафит (FR), Equipe Talbot Gitanes JS17., впереди Алана Проста (FR), Equipe Renault Elf RE30.. Гран-при Канады, Монреаль, Канада.

Все было бы прекрасно, но ведь для такого двигателя нужно перестраивать полностью весь болид. Нужен и баланс между мощностью и разращением двигателя. И топливо другое и еще куча всего. Вот тут и начали появляться устройства управления двигателем, в те годы они были как коробка от пироженных, но какие же проблемы приносила эта коробка.
Гордон говорит, что двигатели от такой модности просто плавились как масло на солнце. Он приходил в мастерскую и видел как в каждом углу просто валяются расплавленные детали двигателя, сгоревшие турбины или системы подачи топлива. Короче, все было не так гладко, как этого хотелось. Потом с подачей топлива вроде все решили. Но турбина по прежнему грелась очень сильною. Пока болид ехал, все было не плохо, но стоило ему заехать на пит-стоп на полной скорости, то за пару секунд простоя подшипник между компрессором и турбиной заклинивало и все болид приходилось гнать в бокс. Тогда они придумали устройство обдува воздухом, которое направляло холодные потоки воздуха на турбину. В течение всего времени, пока болид находился на пит-стопе это позволило решить проблему.
И вот уже в 1982 году команда Brabham вошла в число победителей и встала рядом с Renault и Ferrari.


Жиль Вильнев (CDN), Ferrari 126C2, в заносе впереди Нельсона Пике (Бразилия), Брэбэм BT49D .. Гран-при Бразилии, 21/03/1982, Рио-де-Жанейро, Бразилия ..


Джон Уотсон (Великобритания), Marlboro McLaren International MP4B.. Caesars Palace Grand Prix, Лас-Вегас, штат Невада, США, 25/09/1982.

Хотя им это далось крайне тяжело, так как они еле смогли пройти квалификацию. И вот после этой гонки с 1983 года такие двигатели вышли на первый план F1.


Мауро Бальди (ИТ), Marlboro Team Alfa Romeo 183T проходит Бруно Джакомелли (ИТ), Candy Toleman Motorsport TG183B.. . Гран-при Великобритании, Сильверстоун, Англия, 16/07/1983.


Джон Уотсон (Великобритания),Marlboro McLaren International MP4/1C.. Гран-при США Запад, Лонг-Бич, Калифорния, США, 04/04/1983.



Но работы над болидами не стояли на месте, и на первом плане встало топливо. Тогда команда BMW решила…


Спасибо за внимание, особенно тем кто прочитал до конца. До завтра.
79
11 March 2011 в 22:35
5652
82
Последний раз отредактировал Teufel.ОБН, 12 March 2011 в 22:10
82 комментария:
Dmitriy Di.ONE Galkin
#  Dmitriy Di.ONE Galkin.39rus  11 March 2011 в 22:40
Оййййййййййййййййй отвел душу начитался )))))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 22:42
давай не ленись сиди читай))) хотя бы комментарии к фото прочитай...
1
Dmitriy Di.ONE Galkin
#  Dmitriy Di.ONE Galkin.39rus  11 March 2011 в 22:44
честно честно прочитал ))))в этот раз прочитал)))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для Dmitriy Di.ONE Galkin.39rus  11 March 2011 в 22:45
вот это хорошо.завтра 2 часть будет...
1
KaniBal_PZ
#  KaniBal_PZ.Moto  11 March 2011 в 22:42
Посты у тебя очень хороши =) Хотелосьбы увидеть именно от тебя пост про Airton Senna уж очень выдающийся пилот был !! яб и сам написал пост но у меня такбы неполучилось как у тебя =)))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 22:43
Спасибо, ну про Сенну тут было очень много постов...я баянить я не хочу. Читай пока этот.
0
KaniBal_PZ
#  KaniBal_PZ.Moto  11 March 2011 в 22:46
Прочитал =)) очень интересен пост !!
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для KaniBal_PZ.Moto  11 March 2011 в 22:47
Не сливаются основной текст и подписи к фото?
0
SPLIT
#  SPLIT  11 March 2011 в 22:47
хороший пост.много интересного..(5)
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 22:48
Спасибо, завтра еще интереснее...
0
Ferrum
#  Ferrum  11 March 2011 в 22:47
Блин, супер получилось)) пост на загляденье, спасибо, от души!))
Жиль Вильнев и Алан Прост просто легенды!
1
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 22:49
Да там много гонщиков легенды...а сколько погибло на тот свет из за этих мощностей...
1
Ferrum
#  Ferrum  11 March 2011 в 22:51
ну, это была их жизнь, страсть и любовь, и чем то всегда приходилось платить...
за то, они уходили, хоть и бескрайние горечьно, но все же легендами и их имена на всегда в истории...)
8
Teufel
#  Teufel.ОБН  для Ferrum  11 March 2011 в 23:15
это да...
1
Zolton
#  Zolton.71rus  11 March 2011 в 22:52
в эти времена формула 1 была чертовски сексуальна!!!!
70х-80х ....ммм...
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 23:15
а мощь какая....
0
Zolton
#  Zolton.71rus  12 March 2011 в 01:24
просто вот вся эта сочетаймость пока ещё коротких кузовов и широких задних калёс и мелких передних саздоёт впечетление драгстора , а низенький кузов придаёт формы и очертания итальяшкеного сексного дизайна.... как то так у меня в бошке...
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для Zolton.71rus  12 March 2011 в 01:27
ну я тебя понял..и да согласен с тобой, что внешне они более крутые, чем те что гоняют щас по трекам...
0
Sergei 140
#  Sergei 140.UBC  11 March 2011 в 22:59
Так что команда BMW решила ? Продолжения требую ! :)
2
barkanov
#  barkanov.ALFA  11 March 2011 в 23:05
это всем известно.

забавно, но сколько постов о формуле я читал, ни одного!!! упоминания об альфах. хотя они были чемпионами, Павел
7
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 23:15
все завтра.....
2
barkanov
#  barkanov.ALFA  12 March 2011 в 00:03
договорились =)
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для barkanov.ALFA  12 March 2011 в 00:26
А вообще ты прав, альфам мало внимания уделяют почему то. Ну я уделил мало так как разговор не о них..а про сам промежуток времени...тут больше про турбины речь, двигатель и так далее....
1
barkanov
#  barkanov.ALFA  для Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:44
Это отнюдь не упрёк с моей стороны. Рассписал ты всё наилучшим образом, и понятное дело — многих эпох не коснулся. Вообщем наивное пожелание — периодически о моей любимой скромной марке вспоминать =) она этого более чем достойна.
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для barkanov.ALFA  12 March 2011 в 00:48
Ну я как то не пишу просто такие посты...у меня другая тут серия..а это ответвление просто,показать, что могу не тока про супер кары писать))) А написал про эту эру потому что она просто лучшая....Что касается альфы, то само собой что ты ее хвалить будешь..хотя у альф есть много крутых авто. Может про какую нить редкую напишу для тебя специально)))
1
barkanov
#  barkanov.ALFA  для Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:59
Эра эрой. Но у альф фэйлоф не меньше чем у феррари было. По-памяти не помню... но когда всё начаналось, то альфа в пяти чемпионатах эту феррари порвала (может в 4х а мож и в 8ми...). Ты давай там ещё и предисторию забацай о том, как это всё начиналось ;) я вот о чём. а то бля, любой журнал открываешь, везде только бмв и ферраре... типо лянчей и альф небыло никогда, ну лянча это понятное дело - отдельная история. О которой на этом сайте кое-кто чётко написал давеча ;-)
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для barkanov.ALFA  12 March 2011 в 01:00
как нибудь может быть...а почему сам не напишешь ты же больше меня про альфы знаешь?
1
barkanov
#  barkanov.ALFA  для Teufel.ОБН  12 March 2011 в 01:44
напишу.

кстати, хорошую мысль подал.

просто многолетние труды на этом сайте сочтут как за очередной прогон. а хотелось бы, что бы народ проникся.
4
Teufel
#  Teufel.ОБН  для barkanov.ALFA  12 March 2011 в 08:39
Кому надо тот всегда проникнется...
1
brezhnev
#  brezhnev  11 March 2011 в 23:53
Если не сложно... Кинь в личку завтрашний пост
в смысле ссыль на него
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  11 March 2011 в 23:57
Хорошо)) понравилось видать)))
0
brezhnev
#  brezhnev  12 March 2011 в 01:09
Спасибо))) Есть такое)))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  для brezhnev  12 March 2011 в 01:10
ну жди до затвра.....уж вот такая у меня задумка..чтобы как сериал было))) на самом интересном месте...
0
-mer-
#  -mer-  11 March 2011 в 23:57
прочитал... Очень интересный пост!
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:00
завтра еще интереснее)))
0
Mr.Magic
#  Mr.Magic  11 March 2011 в 23:58
понравилось+ )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:00
рад))
0
Дамирыч
#  Дамирыч.vahue  12 March 2011 в 00:18
1000 лошадей, удивил)
жду завтра))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:20
завтра тогда вообще удивишься..
0
IgoreG
#  IgoreG.16rus  12 March 2011 в 00:19
помню болиды для le man, в свое время вообще далеко за 1000лошадей выдавали)))
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:20
типо того...все завтра узнаете друзья мои...ждать осталось не так много...
1
IgoreG
#  IgoreG.16rus  12 March 2011 в 00:22
давай))
2
RS-COSWORTH
#  RS-COSWORTH  12 March 2011 в 00:22
интересное чтиво!жду продолжения! =)
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:24
уже скоро))
1
Devish
#  Devish  12 March 2011 в 00:32
хороший пост) 2 моих любимых темы - Группа В в ралли и турбоэра в Ф1))))
Давай, дописывай про адские кнопки овербустов для прямых, про давляк в 4 очка))))))
4
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:34
Рад что понравилось. Тихо не раскрывай все карты если что то знаешь.....
2
Devish
#  Devish  12 March 2011 в 00:35
да я что, я ничего))) Так, легкий тизер к сиквелу)))))))))))
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  для Devish  12 March 2011 в 00:36
ну не больше...
2
FAKER
#  FAKER  12 March 2011 в 00:39
жду вторую часть! понравилось очень!
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:41
затвра будет часиков в 9 вечера....может чуть раньше..
2
Sental
#  Sental  12 March 2011 в 00:39
Отличный пост)))
Тоже испытываю огромной интерес к 80-90 годам в Ф1.
Жду с нетерпением продолжения ++++
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:41
Спасибо, да самые крутые времена самых крутых гонок на самых крутых авто)))
0
rOdRiGueZz
#  rOdRiGueZz  12 March 2011 в 00:47
Очень позновательно!давай 2 часть))))
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 00:51
в 9 вечера будет...
0
Чурсин
#  Чурсин  12 March 2011 в 00:53
Отличный пост +
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 01:00
Спасибо
1
Otmor
#  Otmor  12 March 2011 в 01:14
Великолепный пост с прекрасными фото о великих временах. Когда вторую часть сделаешь, если не трудно, отпиши мне в личку, чтобы не пропустил.
Были времена - 80е - ТУРБОЭРА, ГРУППА Б, спортпрототипы с правильными бензиновыми моторами, а не дизелями, как сейчас. А ещё замечательные трассы, которые либо уничтожили, либо изуродовали (пример - Хокенхайм). Увы, этого больше не будет.
2
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 01:17
Завтра в 9 вечера думаю опубликую, ну тогда сообщу тебе. Да времена уже не те...авто не те....гонщики не те...трассы не те.....
1
Кирилл Олегыч
#  Кирилл Олегыч  12 March 2011 в 01:39
Пост просто бомба!пишите по-больше таких!а где Сенна?где Прост?завтра надеюсь они там будут?очень жду!
спасибо за бомбовский пост))))!!!!
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:40
Этот пост не про самих гонщиков, а про отрезок времени. Про сенну тут куча постов и так есть, но завтра о нем будет капелька информации все равно.
0
NooBik
#  NooBik  12 March 2011 в 01:39
отличный пост, очень интересный жду продожения
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:41
все будет..вторая часть еще более захватывающая..
0
Gans_HoP
#  Gans_HoP  12 March 2011 в 01:48
Познавательный пост Респектос тебе мэн :) Жду продолжения!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:41
Спасибо
0
Perf
#  Perf.СЗАО  12 March 2011 в 02:05
пилять где продолжение????жду ссылку в личку на следующий пост!!! Нельзя завершать посты на слове BMW что BMW решила то????

пост хороший...последнее время редкость.
4
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:42
Ну так в этом и есть вся фишка, так и знал что ты точно на нее клюнешь))) Интрига...как в сериале на самом "интересном месте". Спасибо за положительный отзыв))
1
barkanov
#  barkanov.ALFA  12 March 2011 в 08:50
ну а ты как хотел)))

журналисты блин)
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:55
да ну какие журналисты...я тока тут пишу..в журнал не зовут пока никуда)) Ну я как то и не кидал..хотя тут многие пишут мол "иди в журналисты"....
1
barkanov
#  barkanov.ALFA  для Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:57
уж и похвалить нельзя))
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  для barkanov.ALFA  12 March 2011 в 08:58
похвалить всегда можно))) Но и покритиковать тоже можно если что, главное не переборщить))
0
zdarova_epta
#  zdarova_epta  12 March 2011 в 02:05
понравилось, много нового узнал!
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:42
Ну тогда во второй части еще больше узнаешь))
0
Gramm
#  Gramm.78rus  12 March 2011 в 02:22
завязывай делить посты на две части...с твоим написанием и книгу можно на одном дыхании прочитать)
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 08:44
Ха спасибо большое, может как нибудь возьмусь за это дело....Я хотел сперва одним постом сделать, но просто там текста сам понимаешь было бы в 2 раза больше, а это много))
0
Борик
#  Борик.TAZ  12 March 2011 в 10:31
все как всегда достойно)молоток ждем продолжения)
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 18:11
спасибо...будет ...уже сегодня в 9 вечера...
0
spik
#  spik  12 March 2011 в 10:40
"Именно начальство Renault нашли ту самую щель в самом регламенте которое не запрещало использовать турбину."

Немного не точно технический регламент предусматривал 1.5 турбина или 3 атмосферный:

1947-1953
В этот период команды могли использовать атмосферные двигатели объёмом 4.5 л, либо двигатели с турбонагнетателем объёмом до 1.5 литров. Мощность достигала 425 л.с. (317 кВт).

1954-1960
Объём двигателей был понижен до 2.5 л для атмосферных и до 750 см³ для компрессорных. Но ни одна из команд не стала использовать двигатели с турбонагнетателем. В Формуле-2 тогда использовались 2-литровые двигатели. Это давало возможность не проектировать новые двигатели, а просто увеличить объём старых моторов.
В 1961 были вновь изменены требования к двигателям. Теперь можно было использовать только атмосферные двигатели объёмом 1.5 литра. Мощность колебалась от 150 до 225 л.с.

1966-1986
В 1966 вступили в силу новые правила. Объём двигателей увеличили до 3.0 л для атмосферных и 1.5 л для двигателей с турбонагнетателем. Это вызвало недовольство многих команд. В 1966 Coventry Climax, чьи 1.5 литровые моторы использовали многие команды была куплена компанией Jaguar. Поставки двигателей для команд Формулы-1 были прекращены. Командам пришлось искать новых поставщиков. Так Cooper перешли на двигатели Maserati, устаревшей конструкции. Brabham обратились к австралийской Repco, а Lotus заключили договор с BRM о поставках двигателя BRM-75. В 1967 появился серийно выпускаемый Cosworth DFV, что позволило принять участие в чемпионате мира небольшим производителям. В 1977 появился турбированный двигатель Renault-Gordini V6 Turbo. Мощность двигателей была от 390 до 500 л.с., а для турбированных от 500 до 900 л.с. в гонке и до 1500 л.с. во время квалификации. Также регламент 1966 года допускал роторно-поршневые и газотурбинные двигатели, с любыми параметрами. Роторно-поршневые так и не появились, а газовая турбина стояла на Lotus 56B, но показала свою несостоятельность из-за высокого расхода топлива и турболага.

1987-1988
Мощности турбомоторов постоянно росли, снижая безопасность гонок. Поэтому FIA приняла решение ограничить давление наддува до 4 атм в квалификации и увеличить максимальный объём атмосферных двигателей до 3.5 литров. Команды March, Lola, Tyrrell, AGF и Coloni использовали атмосферный двигатель Ford Cosworth DFZ 3.5 L V8 мощностью 575 л.с. В 1988 году давление наддува снизили до 2.5 атм, но доминирование турбомоторов продолжилось.

И конец эры турбин...

1989-1994
В 1989 турбированные двигатели полностью запретили. Конец турбоэры позволил прийти в Формулу-1 новым поставщикам двигателей таким, как Yamaha и Lamborghini. После двухлетнего отсутствия вернулись Renault.
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 18:08
ого..информативно)) Ну я по сути и сказал что именно установили этот двигатель первый раз как раз в 77 году..
0
antidoomer
#  antidoomer  12 March 2011 в 10:55
интересный пост! спасибо автору) только плюсы)
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 18:11
Благодарю..сегодня продолжение будет))
0
Sh0xt
#  Sh0xt.21rus  12 March 2011 в 16:56
Отличный пост! "дошумахеровские" времена действительно были очень интересны
3
Teufel
#  Teufel.ОБН  12 March 2011 в 18:15
о да..можно эти времена и так назвать как ты)))
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29