блог сообщества SMOTRA THE MOTO COMMUNITY

Предупреждения мотоциклистам.(часть 2)

Здесь вы найдете информацию о наиболее типичных опасных ситуациях, поджидающих мотоциклиста на дороге, и способах их избежать. Много текста, но прочитать стоит! Первую часть исакть ТУТ


Вписать скоростные магистрали в уже имеющуюся городскую застройку непросто, но возможно. Результат получается красивый и извилистый, с большим количеством мостов, развязок и эстакад. Вы любите прокатиться по таким магистралям поздно вечером, когда спадают и жара, и трафик. Приятно насладиться мощью мотора на прямиках, а в быстрых пологих поворотах почувствовать монолитность рамы и идеальную работу подвесок. Как раз в одном из таких поворотов на скорости больше 150 км/ч вас подбрасывает обоими колёсами вверх, и вы ловите жёсткий расколбас при приземлении. Падения удалось избежать, но неприятный осадок остался.

Стык обычного дорожного полотна на песчано-гравийной подушке и бетонной эстакады всегда будет именно стыком. Там приходится делать некоторый зазор, чтобы не рвало и не вспучивало асфальт при температурном расширении пролёта эстакады. При жаре такой стык может немного перекоситься и образовать ступеньку сантиметра 3–4 высотой – а это серьёзная неровность, если вы движетесь в глубоком наклоне с большой скоростью. Внимательно «сканируйте» состояние дорожного полотна, а лучше перебирайтесь на трек – там нет таких стыков и можно сосредоточиться на управлении мотоциклом, а не на ожидании неприятностей.



Машина перед вами ведёт себя очень странно. Она виляет по дороге, пытаясь занять всю её ширину, начинает мигать левым поворотником, как только вы решаетесь на её обгон, и смещается ещё левее. Наконец, на длинном просматриваемом участке дороги вы обходите её, чуть ли не по встречной обочине, после этого она ускоряется, как может, «упирается» вам в заднее колесо и начинает моргать фарами и сигналить. Приходится разгоняться до максималки и довольно долго ехать с этой скоростью, чтобы оторваться от неё.

Да, существуют такие водители, контуженные на вылет на всю голову. Их отличительная особенность – чисто вымытая и отполированная недорогая иномарка или 16-клапанная «десятка», тонированные «рубероидом» до непрозрачного состояния. Нередко помимо этого задние фонари заклеены тонировочной плёнкой или покрашены в цвет кузова, и стоит антикрыло. Научитесь узнавать такие машины в потоке, и обгоняйте их с запасом и по скорости, и по боковому интервалу, и по свободной дистанции для обгона – они могут ускориться или начать вилять в момент обгона.



Вы едете на мотоцикле по пустой двухполосной извилистой дороге, вдали от населённых пунктов со скоростью 130 км/ч. Дорога совсем пустынна, вы догоняете единственное встреченное транспортное средство за всю поездку – легковой автомобиль. Начинается правый поворот, вы решаете обогнать машину в повороте – дорога же абсолютно свободна. При обгоне автомобиля выясняется, что прямо в повороте лежит перевёрнутый грузовик с прицепом, из которого по всей дороге разбросано... несколько тонн коровьего навоза! Конечно же, до конца скорость скинуть не получается, и на полном ходу вы влетаете в озеро фекалий. Навоз сработал как амортизатор, вы скользите по нему, как помаслу. В итоге пара царапин на ездоке, потёртая крышка двигателя и дикий запах навоза от мотоцикла и одежды на несколько дней.

Я не буду агитировать против обгонов в поворотах – в них самих нет ничего страшного. Если дорога просматривается впереди на дистанцию, достаточную для совершения обгона, то можно и совершить. В данной ситуации ошибка была в выборе скорости. Она должна быть такой, чтобы тормозной путь в данный момент всегда был короче, чем чётко просматриваемый впереди отрезок дороги. В озеро навоза можно было попасть, и не обгоняя машину, хотя свой вклад в падение она, конечно же, внесла, закрыв перспективу в правом повороте.



С широкого проспекта вам надо повернуть налево, в разрыв на узкую улицу, навстречу движется всего одна машина, моргая правым поворотником – ей надо туда же. Вы заранее сбавляете скорость, чтобы подгадать свой манёвр по времени таким образом, чтобы повернуть ходом без остановки сразу за автомобилем. Вы красиво поворачиваете почти синхронно, но тут автомобиль встаёт, как вкопанный – он пропускает пешехода. Вы не успеваете среагировать, и швартуетесь точняком в его задний бампер.

Пройти поворот ходом, не останавливаясь – это была неплохая идея. А вот не проконтролировать при этом наличие пешеходов на подходе к «зебре» – ваша ошибка. Надо быть внимательнее и следить не только за машинами, но и за людьми и даже домашними животными.



Вы медленно едете в вялотекущей пробке по многополосной дороге между крайними двумя рядами. Скорость движения автомобилей – 20 км/ч. Ваша скорость немного выше – около 50. В ряду правее от вас открылся просвет длиной примерно в два корпуса машины, и вы боковым зрением видите, как туда из совсем правого ряда перестраивается машина. Решив, что она там и останется, вы не напрягаетесь и не тормозите. А напрасно. Перестроившись на один ряд левее, машина не останавливается на достигнутом, а продолжает манёвр, желая добраться до крайнего левого ряда. Разницы в скорости 30 км/ч хватает, чтобы продрать ей боковым слайдером мотоцикла обе двери и переднее крыло, эффектно оторвав передний бампер в эпилоге. Мотоцикл почти не пострадал.

Да, вы, как мотоциклист, должны видеть всё вокруг и думать за них всех, сидящих вдушных автомобилях. Но думать и принимать решения – это разное. Продумайте все манёвры, которые могут быть совершены всеми участниками дорожного движения, но не решайте, какой именно будет каждым из них совершён. Пусть выбирают сами, а вы просто будьте к этому готовы.



Вы на хорошей скорости приближаетесь к «листу клевера» на дорожной развязке и заезжаете на съезд в хорошем наклоне мотоцикла. Примерно в середине поворота вы видите, что на съезде с развязки начинает собираться пробка. Вы начинаете тормозить, как учили – сначала немного задним, чтобы догрузить переднее колесо, затем прогрессивно увеличивая усилие передним тормозом. Места, чтобы затормозить, не хватает, возникает паника. Мозг ещё контролирует правую руку, но правая нога уже вышла из-под контроля и давитна педаль тормоза сильнее, чем надо. Возникает занос заднего колеса, вы инстинктивно отпускаете педаль тормоза, сцепление заднего колеса с дорогой восстанавливается, и мотоцикл выбрасывает вас в воздух. Это называется хайсайд.

Всё вы делали правильно за исключением одного – не надо было резко отпускать задний тормоз. Занос сам по себе не страшен – при нём заднее колесо продолжает тормозить, а мотоцикл не теряет способности к рулению. Надо было быть хладнокровнее – просто немного скорректировать занос рулём в его сторону, при этом очень плавно отпуская задний тормоз. Вас подвёл инстинкт самосохранения, заставив правую ногу сделать это резко.



По пути с дачи у вас есть тестовый поворот для проверки уровня тестостерона в крови. Плавная дуга с ровным покрытием. Скорость больше 110 км/ч в апексе считается хорошим показателем. Ранним утром по пути на работу вы входите в этот поворот на приличной скорости, но на подходе к апексу развивается срыв заднего колеса, его переставляет сантиметров на 20 наружу поворота, затем сцепление с дорогой восстанавливается. Повезло, что срыв быль небольшим и не привёл к хайсайду.

Даже давно положенный асфальт на жарком летнем солнце может начать плавиться. Из него выступают маслянистые фракции наружу. Машины их разносят тонкой плёнкой по поверхности дороги, накатывая две тёмных колеи на светлом асфальте. По утренней росе именно на такой тёмной колее колесо и сорвало, а при достижении серого асфальта сцепление восстановилось. При начале дождя или выпадении росы учитывайте эту особенность изменения цвета.



Вы бодро едете по пустой и широкой городской улице. На полосе встречного движения стоит автомобиль с включённым указателем поворота и явно собирается повернуть налево во двор. Вы решаете привлечь его внимание морганием дальним светом, что избежать аварии. Увидев, что вы моргаете, водитель приветственно машет вам рукой, и тут же резко поворачивает. Пусть не очень технично, с юзом заднего колеса и отлавливанием заноса, но вам удалось затормозить и избежать столкновения с ним. На вопрос: «Какого ты ломанулся?» следует ответ: «Моргаешь, значит пропускаешь!». Вы смотрите на его номера и видите, что там стоит 23-й регион. Беседа зашла в тупик…

Не все знаки могут быть истолкованы всеми одинаково. Нашим автомобилистам, которые чуть подвинулись, дав вам себя обогнать, будет непонятен стандартный европейский знак благодарности в этой ситуации «снять правую ногу с подножки». Лучше поднимите в знак благодарности левую руку ладонью вперёд. В южных регионах России моргание дальним светом действительно значит «я пропускаю», а внимание к себе там принято привлекать бибиканьем.



аш друг пригласил вас к себе на дачу на выходные. В пятницу вы стартуете к нему прямо с работы. Колонны дачников вам не помеха – вы бодро едете между ними, чётко отслеживая их хаотичные «броуновские» перестроения. Вдруг ваш мотоцикл начинает ощутимо тащить вправо, и вы притираетесь коленом и рулём о пассажирскую «Газель». У её водителя претензий к вам особых нет, но всё равно неприятный осадок остался.

В жаркую погоду, когда асфальт становится мягким и пластичным, тяжёлые грузовики продавливают себе в нём колеи. То, что раньше было в колее, выдавливается в середину полосы и вмеждурядье, порой выступая там «горными цепями» 10-сантиметровой высоты. Ехать по такому гребню очень непросто, особенно если приходится тормозить на нём. Упасть бояться не надо, но принимать это во внимание при выборе траектории надо обязательно, чтобы не было неприятностей.



Ночь, дождь, трёхполосное шоссе. Дождь заливает визор, вместо видимости – расплывчатые огоньки. Левая полоса едет за 100, мне на скутере при такой видимости и мокрой дороге больше 60-ти ехать не хочется. В среднем ряду моргает аварийка. Перестраиваюсь в правый ряд, чтобы её объехать (ну, мало ли, сломалась у человека машина, с кем не бывает). Когда до машины с аварийкой остаётся метров 50, она вдруг резко дёргается вправо и встаёт поперёк первой полосы. То есть она бы, наверное, ехала и дальше, поскольку там, на неосвещённой обочине, был съезд, который водитель пропустил и возвращался к нему, сдавая задним ходом по среднему ряду. Понимаю, что объехать его не успеваю, пытаюсь затормозить, но тоже не успеваю, колесо скользит по воде, в итоге катапультируюсь и проезжаю по асфальту метров 70, на пару метров разминувшись с бампером машины. Скутеру везёт меньше, слышен звук удара. Водитель «Логана» такси (разглядел, пока вставал) высовывается из машины, и со словами «Хорошо, что машину не помял» даёт по «газам» прежде, чем я успеваю разглядеть номер. В итоге: побитые фара и пластик, но никаких следов краски от машины? видимо, удар пришёл в колесо и не нанёс никаких повреждений, искать его практически бесполезно...

Я не верю, что за 50 метров не было возможности объехать его слева или затормозить и не ударить. Решение о катапультировании было спонтанным и ошибочным. Надо было тормозить до последнего, стараясь не блокировать колёса, и рулить в объезд машины. А вы смотрели заворожено, в результате в него и приехали.



В день последнего отрезка путешествия с утра шёл дождь. Но домой возвращаться нужно. Вы выезжаете в холодную и мерзкую погоду и едете на рефлексах, стараясь не наезжать на скользкие линии разметки и гудроновые заплатки. В небольшом городке попутная машина в 50-ти метрах перед вами включает левый поворотник и встаёт у разделительной в ожидании «окна» во встречном потоке. Вы замечаете это поздно и начинаете судорожно тормозить, но сцепных свойств покрышек и мокрого асфальта явно недостаточно, чтобы успеть остановиться до стоящего автомобиля. От столкновения вас спасает лишь то, что автомобиль успевает повернуть налево прямо перед вашим передним колесом.

Холод и мерзкая погода ввели вас в ступор. Вместо того, чтобы, не снижая скорости, просто объехать автомобиль справа, где было много места, вы приняли не самое правильное решение – тормозить. Если бы не счастливое стечение обстоятельств, то аварии было бы не избежать. Не приковывайте свой взгляд к помехе, смотрите туда, куда надо поехать, чтобы миновать эту помеху. В данной ситуации вы вели себя как кролик, смотрящий в глаза удава – на включенные стоп-сигналы и указатель поворота автомобиля.



С группой безбашенных спортбайкеров вы решили немного прохватить по вечернему городу. Вы стайкой бойко летите сквозь плотный поток небыстро едущих машин, обгоняя их с разных сторон. От впередиидущего мотоцикла вы отстаёте метров на десять, он обходит красный Mitsubishi Lancer слева, вы решаете это сделать справа. Когда вы поравнялись с задним крылом автомобиля, тот резко дёргается вправо на полметра, бьёт вас в борт, отбрасывает вправо на автобус, от которого вы уже отскакиваете на асфальт раздельно с мотоциклом. Повезло, что на вас никто не наехал, и вам удалось отделаться только сильными ушибами, потёртостями и порванной экипировкой. Мотоциклу не повезло совсем.

Нельзя обгонять машину с двух сторон одновременно. Многие водители пугаются проносящегося около их головы прямотока и резко дёргают рулём. Водитель «Лансера» как раз оказался таким. И его вины в происходящем нет ни капли – это целиком ваша ошибка. Не хватает скорости и адреналина – поезжайте на трек, не надо устраивать уличные гонки.



Еду я по небольшой дороге, которая, плавно изгибаясь, выходит на Дмитровское шоссе. Со скорости 60 км/ч сбрасываю передним тормозом скорость, при этом скутер находится слегка под наклоном из-за поворота на выезде, в это же время я смотрю налево, проверяя, смогу ли выехать. Тут у меня срывает переднее колесо, и на Дмитровское шоссе я выезжаю уже на боку. Корябанье асфальта с 50-ти до ноля оборачивается ссадинами для меня и потёртостями для скутера. Проблема оказалась в том, что незадолго до этого прошёл дождь, дороги успели высохнуть, но остался влажный участок асфальта, который я и не заметил. Переднее колесо попало именно на этот участок, а в это время я уже тормозил, и оно начало скользить, а так как скутер был под наклоном, он моментально и упал.

В данной ситуации нет разницы, на чём поскользнуться: на сыром асфальте, разлитой солярке, коровьей лепёшке или раздавленной кошке. Перед тем, как посмотреть налево, надо было убедиться, что дорога прямо свободна, чиста, ровна и позволяет пройти поворот на данной скорости. Это очень частая ошибка у автолюбителей – при выезде с примыканий к главной дороге они смотрят налево и точнёхонько въезжают в корму впередистоящего автомобиля. У нас есть осложняющий фактор – неустойчивость мотоцикла. Мы чаще просто падаем, чем въезжаем. И ещё: если бы торможение было обоими тормозами, а не только передним, то при такой же скорости замедления переднее колесо могло и не сорвать. Не пренебрегайте задним тормозом – он полезный.



Вы едете по улице с трамвайными путями. Догоняете трамвай и начинаете его обгонять. Само собой, справа. Вдруг под заливистую трель трамвайного звонка в вашу полосу слева вваливается не очень свежая, но очень резвая легковая машина. Вы экстренно тормозите на грани сцепных свойств резины, но столкновения удаётся избежатьтолько благодаря тому, что машина ускорялась достаточно резво, и вам хватило времени, чтобы погасить скорость.

Автомобилист вывернул перед трамваем из дворового выезда слева и решил, что успеет проскочить перед трамваем. Само собой, вывернул он не на трамвайные рельсы, чтобы подвеску не портить, а на ровный асфальт справа от них. Вас за трамваем он не мог видеть. Не просто так обгон справа запрещён – это опасно. Даже перед обгоном трамвая надо подумать, будет ли это безопасно.



Вы решили посетить самую северную точку Латвии – мыс Колка – и поехали туда из Риги. Прекрасная пустынная дорога вьётся вдоль моря, не очень близко к берегу, но запах моря всё равно чувствуется. Вдруг перед вами знаки « Ремонт дороги » и «Ограничение скорости 20 км/ч». Вместо асфальтированной дороги лежит 10-сантиметровая подушка из свежего гравия, которую в данный момент как раз утрамбовывают дорожные строители. Вы медленно едете по достаточно рыхлому гравию, подтравливая сцепление, для равновесия вы свесили ноги и перебираете ими по земле. Вдруг переднее колесо зарывается и подламывается, мотоцикл начинает валиться на бок, и вы его не смогли удержать от падения. На пластике остаются только мелкие царапины от инцидента, но всё равно неприятно.

Нет, открывать полный «газ» и проезжать гравийный участок на заднем колесе, приветственно маша левой рукой строителям, не надо было, но ехать на ровном «газу», не травя сцепление и привстав на подножках (так проще держать равновесие), имело смысл. Вообще, мотоциклист, перебирающий ногами в процессе трогания с места, а тем более езды, выглядит, мягко говоря, некрасиво.



По осени вы качественно подготовили мотоцикл к зиме. Тщательно помыли, заставив мойщиков в финале смыть все остатки едкого шампуня тёплой водой, покрыли все хромированные детали защитной полиролью, забрызгали все железные и алюминиевые детали из баллончика WD40. Залив полный бак бензином, добавили туда топливного консерванта. Выкрутив свечи, брызнули в цилиндры консервантом двигателя, а шины натёрли консервантом для резины. Весной, изрядно помучавшись, вы всё-таки смогли не только завести мотоцикл, но и оттереть его от жирных субстанций. Выехав на улицы родного города, вы получаете удовольствие от возрождения природы … ровно до первого поворота, в котором совершаете живописный лоусайд.

Больше половины средств для консервации техники – это попытка заставить вас потратить деньги впустую. Бензин с залитым в него осенью кондиционером по весне, как правило, приходится сливать в канаву, портя экологию. Консервант для резины, особенно с содержанием силикона, невозможно смыть с колёс, и они остаются очень скользкими. Из-за этого консерванта вы и упали. Не всю автохимию можно применять к мотоциклам. А уж тем более «чернить резину» по протектору.

Третью часть залью скоро.

Статью взял из МОТОЭКСПЕРТА

Почему так много частей? Отвечаю, статья довольно большая, и что бы мне было удобней её выложить я подилил её, да и вам будет так удобней её прочитать, не на столько болшой текст получиться :)

Будьте аккуратны. Мир всем местынм!
28
24 June 2011 в 12:27
4770
11
11 комментариев:
Zhdan
#  Zhdan.ЗЛО  24 June 2011 в 13:26
спасибо)

3
Bender_d
#  Bender_d.Moto  24 June 2011 в 13:51
Да незачто :)
3
Medved
#  Medved  24 June 2011 в 17:25
Супер статья. Оч жизненно!
2
Bender_d
#  Bender_d.Moto  24 June 2011 в 21:31
Спасибо, но как обычно на смотре, какая-то сука минусит.
2
KoVSh
#  KoVSh.78rus  25 June 2011 в 16:36
школоло всегда в атаке!))
2
Bender_d
#  Bender_d.Moto  для KoVSh.78rus  25 June 2011 в 16:51
Хаха, да я сам к школоло отношусь, но всё же :))
2
Medved
#  Medved  26 June 2011 в 14:14
Не обращай внимания, мы здесь не ради цифр, а ради интересной информации и общения. ;-)
2
Bender_d
#  Bender_d.Moto  для Medved  26 June 2011 в 14:50
О, точно-это правильно :)
2
Vadik7
#  Vadik7.63rus  25 June 2011 в 02:58
Просто огромнейшее спасибо за вторую часть, несравнимый текст!
2
TT Star
#  TT Star  25 June 2011 в 03:08
как всегда есть полезная инфа=) жду продолжения=)
2
KeFEAR
#  KeFEAR.77rus  27 June 2011 в 13:06
1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29