Живая Легенда

Несколько дней я ходила и не верила своему счастью: я еду вторым пилотом в нулевом экипаже Safety в Rally Masters Show.
И это еще не все, хотя для меня и это было высокой честью. Я еду в боевой Ferrari 430 Алексея Васильева!
Но и это еще не всё!! За рулем автомобиля будет САМ. СТАСИС. БРУНДЗА! О боже…

Дорогие мои… Для всех ли это имя столь же оглушительно, как и для меня?
Если нет, тогда я расскажу про Стасиса Брундзу несколько слов…
Этот человек начал участвовать в автогонках, когда большинства из нас еще и не планировалось на этом свете: в 1963 году, когда ему исполнилось 16 лет, он поехал в свое первое ралли. После этого он 19 раз стартовал в Чемпионате мира по ралли, 10 раз становился чемпионом СССР по ралли (а этот титул круче, чем чемпион России раз в двадцать!), неоднократно участвовал в европейских чемпионатах и трижды побеждал на финском этапе чемпионата мира, обладает множеством других титулов.

При этом большинство своих автомобилей он строил сам, а в1978-79-х годах вместе со своими единомышленниками и друзьями организовал мастерскую при Вильнюсском авторемонтном заводе, которая впоследствие переросла в ВФТС – Вильнюсскую фабрику транспортных средств. Именно отсюда выходили автомобили Лада ВФТС, построенные на базе ВАЗ-2105, которые были очень популярны среди всех раллистов СССР.


Вот такой ВАЗ 2107, созданный "по следам" VFTS, участвовал в Rally Masters Show

Через некоторое время Стасис Брундза и его друзья решили построить прототип на базе отечественной восьмерки, подготовленный для группы B. Получилась Лада ЭВА (экспериментальный вильнюсский завод) – заднеприводный среднемоторный автомобиль, оснащенный 16-клапанным двигателем с турбомотором. К сожалению, к тому моменту, когда строительство подобного автомобиля стало возможно и было найдено финансирование, FIA запретила группу В…

Стасис – весьма успешный бизнесмен, в свое время он был генеральным импортером Audi-Volkswagen в Литве, затем – президентом совета директоров в крупном банке, у него невероятная коллекция автомобилей, но тяга к автоспорту в нем, видимо, будет жить всегда – ибо автоспорт это неизлечимо. Одно время он занимался проектом строительства автодрома недалеко от Вильнюса, а теперь регулярно участвует в эндуранс-гонке Omnitel 1000 км в Паланге, кстати сказать, в одной команде с Алексеем Васильевым. Первые два года он выступал в роли пилота одного из автомобилей, а в прошлом году поменял «профессию», занявшись руководством командой.

Но если абстрагироваться от всех его титулов и уровня доходов, то это интеллигентный, образованный, умный и просто очаровательный мужчина, по-европейски простой и приятный в общении, без чванства и, как это принято говорить, «понтов», которые неизбежно испытываешь на себе, когда общаешься с каким-нибудь «новым», даже если и старым, «русским».

Со Стасисом необыкновенно комфортно, он готов тебя выслушать и точно также готов рассказать тебе все, что нужно.

Понять я это успела даже за тот короткий промежуток времени, когда мы ехали от его гостиницы в сторону Крылатского, где он должен был выступить в роли пилота сейфити-кара перед стартом второго Rally Masters Show.



- Знаете, Мария, - сказал он мне доверительно, - я очень рад, что меня пригласили. Я очень давно не был в Москве, а за последние годы столько моих знакомых и друзей уже ушло… Хочется все ж таки еще раз увидеться… Нас осталось уже совсем мало, тех, кто друг друга помнит…

О том, что их поколение уже все забыли, Стасис волновался напрасно. Стоило ему выйти из машины и ступить на землю технического парка Rally Masters Show, как люди со всех сторон бросились к нему, засыпали приветствиями и словами благодарности, стали протягивать открытки, кепки, журналы, даже дорожные книги для автографа. Я видела, как на лице Стасиса появилась улыбка и легкий румянец радости. Дя каждого из нас важно знать, что тебя еще помнят.



Наш старт в сторону трассы был назначен на 11.44, в Крылатское мы приехали к 10.00, и Стасис, который как-то еще во времена СССР однажды ехал в соревнованиях по велодроге в Крылатском, попросил дать ему возможность вспомнить трассу и проехать на ней пару кругов на Ferrari. Конечно, ему разрешили.

Стасис посмотрел на закаркашенный автомобиль, поцокал языком и сказал:
- Залезть-то я в нее залезу, а вот кто будет меня оттуда вытаскивать?
- Мы поможем, Стасис Казевич, - дружно отозвались механики. А я подумала, что Стасис сам еще будет нам помогать.



Мы должны были ехать без комбезов и шлемов в легком прогулочном темпе, нас называли VIP Safety и присвоили номер 000. Так что и для ознакомительного заезда мы просто сели в машину и выехали из техпарка в сторону трассы.

Поскольку я уже была тут накануне, то у меня перед Стасисом было неоспоримое преимущество: я знала, куда ехать. Он же встал на перекрестке и растерянно ждал, куда ему отмахнет офицер, который был занят другим делом и совершенно не обращал на нас внимания.
- Нам налево, - мягко сказала я, но Брундза на меня не отреагировал. Он следил за офицером.

- Стасис, налево, - еще раз довольно тихо повторила я, но и тут ноль реакции. В этот момент офицер соизволил на нас обратить внимание и привычно отмахнул направо в сторону Ледовой арены, где начналось прдставление боевых экипажей, а не велодороги, как было нужно нам. Стасис уже начал крутить руль вправо, и тут я набрала в легкие воздуха, забыла про свое глубокое уважение и громко рявкнула: «налево!!!»

Брундза скосил на меня глаз, вывернул руль в нужном направлении и сообщил:
- Хорошо, ты командуешь, я делаю.
После этого он стал прислушиваться к тому, что я говорю.



Я честно скажу: с незнакомым водителем мне всегда страшно, даже если это десятикратный чемпион СССР и зовут его Стасис Брундза. Это нечто иррациональное, поэтому первый круг я ехала, вжавшись в сидение и вцепившись правой рукой в одну из труб каркаса. Тут, наверное, надо бы написать, что Стасис вел машину идеально, но это не так. Незнакомая, непрогретая машина мало у кого идет идеально. Под Стасисом она местами дергалась, вела себя довольно нервно, а с учетом того, что и трасса была незнакома, удивляться не приходилось.

На втором кругу все стало получаться лучше, я сумела расслабиться и даже показала одному из фотографов на трассе в окно палец… большой. А на третьем я уже настолько успокоилась, что могла следить за управлением, траекторией и точками торможения и входа/выхода из поворотов и даже жалела, что у меня в руках не оказалось стаканчика с кофе, дабы процесс обучения стал совсем приятным.



Длина трассы составляла примерно 4 км с большим перепадом высот, трек состоял из множества правых и левых поворотов, а на прямых были выставлены искусственные препятствия, требующие дополнительных переставок. Все это вместе давало отличную зрелищность для зрителей и стимул продемонстрировать свое мастерство для пилотов.

Глядя на Стасиса было видно, что он волнуется, так как чувствует ответственность не только перед зрителями и организаторами, чтобы хорошо проехать, но еще и перед самим собой, чтобы не уронить своего достоинства как знаменитого гонщика. Но порция ареналина, полученная за три круга, явно пошла ему на пользу. Он даже как-то выпрямился и подтянулся, помолодел и глаза у него заблестели.



- Когда привыкаешь к тому, что твой организм все время получает порцию адреналина, жить без «дозы» становится очень тяжело, - сказал Стасис. – А сейчас я вспомнил, как это бывало раньше. Так хорошо!

До выезда на трассу в роли официального автомобиля безопасности оставалось не так много времени. За этот промежуток Стасис успел дать несколько интервью, сфотографироваться со всеми желающими, раздать массу автографов и попить чаю с бутербродами, так как позавтракать ему с утра не удалось: по его словам, телефон своевольно перескочил на другой часовой пояс и будильник сработал на час позже положенного.



Механиков, обсуживающих Ferrari на Rally Masters Show, Брундза знает уже давно: они работали в одной команде на тех самым 1000-киломеровых гонках в Паланге. А Ferrari, кстати, тоже знаменитая: этот боевой болид неоднократно за последние пять лет привозил своего хозяина Алексея Васильева на подиумы как в Ferrari Challenge, так и в других соревнованиях.

Когда мы выезжали на показательный круг, Стасис был собран и сосредоточен, он уже успел срастись с автомобилем, его движения были точны, а реакции остры. Мы ехали быстро и настолько «с ветерком», что на крыше даже развернуло установленную видеокамеру go pro. Зоны торможения отодвинулись еще дальше к повороту, но, тем не менее, было ясно, что Стасис едет с большим запасом, и при этом необыкновенно красиво.

Круг закончился слишком быстро, как все хорошее в этой жизни.
- Ну как, Маша? - спросил меня Стасис. – Мы хорошо поехали?
- Вы мой герой, - ответила я.
- Да? Хм… - сказал Брундза. Затем на секунду задумался и сообщил с чисто прибалтийским акцентом: – Но я даже не вспотел!



… Прощаясь, я тоже подсунула Стасису Road Book с нашего сегодняшнего выступления. Я буду гордиться, что когда-то встретилась с таким человеком, что он подписал мне на память дорожую книгу нашей совместной, пусть и очень короткой, гонки, и что на синей Ferrari 430 Алексея Васильева моя фамилия написана рядом с его.

В этом году в середине июля Стасис Брундза вновь собирается принимать участие в гонке Omnitel 1000km в Паланге, где, я надеюсь, будет выступать и Алексей Васильев. Я обещала Стасису приехать, и, хотя, он наверняка не придал этому значения, я должна свое обещание сдержать…
89
26 Апрель 2012 в 23:23
Персоны
37
  • 37 комментариев:
    waRvaN
    #  waRvaN.by  26 Апрель 2012 в 23:59
    Хороший "дядька" :) Грамотный обзор о человеке с большой буквы!
    7
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  27 Апрель 2012 в 00:40
    Спасибо!
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  27 Апрель 2012 в 00:22
    Давно хочу с ним познакомиться, как-никак, под его крылом то делали Ладу Еву и 2105 VFTS)

    Кстати, дружу с одним человеком, непосредственно занимавшимся созданием Евы)

    Маш, очень.... красивый и душевный обзор) Аж прям на одном дыхании)
    1
    отредактировал M5Sergey.77rus, 27 Апрель 2012 в 00:31
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  27 Апрель 2012 в 00:39
    Он и написан был так же, на одном дыхании. Впечатления до сих пор очень сильны.
    2
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  27 Апрель 2012 в 00:55
    Это чувствуется. А особенно приятно, когда встреча с подобными людьми не оборачивается полным разочарованием)
    2
    Aceuk
    #  Aceuk  27 Апрель 2012 в 01:58
    Brundza eto nasha gordast
    2
    volkvin
    #  volkvin  27 Апрель 2012 в 02:09
    Спасибо, познавательно! Я не знал что у нас есть такие заслуженные гонщики...
    2
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  27 Апрель 2012 в 09:09
    Их не так мало, но мало кто о них знает...
    3
    ALEX-90
    #  ALEX-90.ЗАО  27 Апрель 2012 в 10:20
    очень интересно, цельно, объемно и незанудно написано, снимаю шляпу перед такими людьми как Стасис, дай Бог им всем здоровья и долгих лет жизни
    1
    Diesel13
    #  Diesel13  27 Апрель 2012 в 10:29
    Спасибо, Мария, за статью) теперь стыдно, что не знаю советских заслуженных пилотов...
    Но статья шикарна) как было сказано, на одном дыхании)
    1
    morzhov
    #  morzhov  27 Апрель 2012 в 10:30
    РЖД рулит))))))
    1
    Наночеловечек
    #  Наночеловечек.км/ч  27 Апрель 2012 в 10:38
    Написано шикарно! Информативно, душевно, что редкость, но без лишних эмоций...
    Чувствуется профессионализм и явная любовь к своей работе =)))
    До мурашек захотелось оказаться там =)
    1
    pavel7555
    #  pavel7555  27 Апрель 2012 в 11:59
    да, легендарный человек, который строил легендарные автомобили и выступал на них!
    1
    Просковья
    #  Просковья  27 Апрель 2012 в 16:19
    охохо) по-моему, именно это чудо Васильев везет к нам 30го тестить... надо бы, видимо, доехать до трассы- воочию заценить)
    1
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  27 Апрель 2012 в 23:25
    Да, именно ее) Интересно, там еще останутся наклейки с нашими фамилиями?
    1
    Просковья
    #  Просковья  28 Апрель 2012 в 00:35
    я буду тыкать пальчиком в наклейку с твоим именем и кричать "А я ее знаааю!"...)))
    1
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  для Просковья  28 Апрель 2012 в 19:14
    Сегодня проверила: наклейку содрали :)
    0
    Ruslik999
    #  Ruslik999  28 Апрель 2012 в 02:35
    помню рядом с моим районом, в Вильнюсе, проходили кольцевые гонки, и он приехал посмотреть на своем бентли континентал Т , это лет 10-12 назад было :) бандит наверное, подумал я тогда :))
    1
    Просковья
    #  Просковья  28 Апрель 2012 в 13:52
    а где в Вильнюсе проходят кольцевые гонки в городе?) это не праздное любопытство- я там родилась и периодически наведываюсь)
    2
    Ruslik999
    #  Ruslik999  28 Апрель 2012 в 18:09
    когда то проходили лет 10 назад ,теперь уже нет увы, перекрывали дорогу к району пилайте, классное было время :)
    1
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  29 Апрель 2012 в 23:16
    Текст пропитан позитивом, даже не позитивом, а такой "детской радостью"..
    Легендарный человек, мало гонщиков тех лет осталось у нас. А ещё толи я не замечаю, толи их мало куда приглашают...
    1
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  30 Апрель 2012 в 13:48
    На Гонку Звезд За рулем иногда приглашают. Но по большому счету - у нас и пригласить-то некуда :) Гонок почти нет.
    1
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  30 Апрель 2012 в 14:57
    Жаль, ведь создать хорошее мероприятие хоть и сложно, но можно.

    места есть, гоночные команды есть, повод найти не проблема....
    2
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  для Teufel.ОБН  30 Апрель 2012 в 20:41
    Организовать очень сложно. Негде и не на что. Под автоспорт деньги дают очень неохотно.
    1
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  для Маша_Blade.smotra   1 Май 2012 в 01:09
    А как же спонсоры,продажа билетов(понимаю, что это копейки), какие нибудь гос. программы и поддержки. Машуль неужели в нашей стране, в автоспорте всё еще хуже, чем я думаю.....
    0
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  для Teufel.ОБН   1 Май 2012 в 12:42
    Боюсь, что да :)
    0
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  для Маша_Blade.smotra   1 Май 2012 в 13:31
    Ты человек из этой сферы так скажем и страну ты нашу знаешь и людей из разных социальных слоев тоже знаешь.

    Почему всё так плохо в автоспорте?
    0
    Маша_Blade
    #  Маша_Blade.smotra  для Teufel.ОБН   4 Май 2012 в 21:09
    Потому что по большому счету он никому не нужен :(
    1
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  для Маша_Blade.smotra   5 Май 2012 в 00:18
    Я считаю, что это плохо.
    Автозаводы нужны якобы всем, а вот автоспорт оказывается никому...
    0
    Ruslik999
    #  Ruslik999  для Teufel.ОБН   5 Май 2012 в 02:43
    пока не будет нормального автопрома, не будет нормального автоспорта!!:))извините что вмешиваюсь:)
    0
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  для Ruslik999   5 Май 2012 в 11:40
    Не думаю, что автопром играет такую значимую роль. Ведь у нас полно соревнований, где гонщики ездят на наших автомобилях, которые они сами дорабатывали в гаражах, но подходящие под требования к той или иной классификации гонок.
    0
    Ruslik999
    #  Ruslik999  для Teufel.ОБН   5 Май 2012 в 15:33
    А ты видел эти автомобили например в первой десятке лидеров чемпионата мира по ралли ?или хотя бы вообще на чемпионате? я не знаю как зарабатывают на автоспорте, наверное как и в футболе , на продаже билетов и рекламе.Так вот думаю русские машины наврядли заставят людей платить нормальные деньги за ту или иную гонку, так же и с рекламой. Могу ошибатся конечно :)
    0
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  для Ruslik999   5 Май 2012 в 16:20
    Мы сейчас говорили про автоспорт в нашей стране.

    В мировом то автоспорте всё хорошо, наших там правда мало, но в целом там все хорошо))
    0
    Ruslik999
    #  Ruslik999  для Teufel.ОБН   5 Май 2012 в 16:42
    ну деньги чтоб привлечь надо развиватся за границу,там спонсоры намного круче,вот почему русские машины дальше России не выезжают ?:)
    0
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  для Ruslik999   5 Май 2012 в 16:50
    Думаю, ты сам знаешь ответ на свой вопрос))
    1
    Ruslik999
    #  Ruslik999  для Teufel.ОБН   5 Май 2012 в 16:58
    знаю :)
    0
    Street Ghost
    #  Street Ghost.NRG  19 Май 2012 в 22:49
    Маша надеюсь у тебя всё получится и ты с ним встретишься и он пракатит тебя уже по той трассе которую он знает вдоль и поперёк тогда ты уже узнаешь руку мастера на практике. Дай Бог!
    0

    Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
    Зарегистрируйтесь или войдите.