Пробки в Москве. Что делать? Интересное исследование.

5 сообщений
Lukvoid
# Lukvoid  23 November 2012 в 23:11
Исследование Smart City.



Итак – перед нами две действующие модели, две реализации разных точек зрения.

С одной стороны – Кутузовский проспект и Звенигородское шоссе как реальное воплощение
идей профессионалов-проектировщиков по переводу радиальных городских магистралей на
бессветофорный режим.

С другой стороны – Шоссе Энтузиастов и Щелковкое шоссе как воплощение мечты
фотоблогеров и мало кому известных «специалистов с мировым именем», со светофорами на
перекрестках и наземными переходами.

Новая точка противостояния в интернете – полемика вокруг строительства бессветофорных
магистралей в Москве. Мы подготовили своё небольшое исследование по этому вопросу.
Опираться в нем будем не на мало кому известных «ученых с мировым именем», а на ту
объективную реальность, которую каждый москвич может наблюдать ежедневно собственными глазами.

О чем, собственно, речь? Прежде всего, о реконструкции магистралей города и методах,
которыми они ведутся. А также о методах, которыми их предлагают вести различные
общественные и околополитические деятели.

Давайте вспомним, какие бессветофорные магистрали есть у нас в городе? МКАД, как самая
известная и протяженная, ТТК, Звенигородское шоссе и, пожалуй, всё. Если что забыл –
подскажите в комментариях.

Магистрали со светофорным регулированием – это все остальные радиальные дороги города.
Такие, например, как Профсоюзная улица, Ленинский проспект, Волоколамское Шоссе или Шоссе Энтузиастов и Рязанский проспект.

Сейчас существуют две принципиально разные позиции по вопросу обустройства автомобильного движения в городе:

1. Вылетные магистрали Москвы (радиусы) должны быть реконструированы и переведены
на бессветофорное движение.
Этой позиции придерживается мэрия Москвы, руководители московского
стройкомплекса, большинство рядовых автомобилистов.

2. Вылетные магистрали должны остаться в нынешнем виде, а число объектов светофорного
регулирования на них должно остаться прежним либо возрасти.
Этой позиции придерживаются ряд блогеров-пропагандистов, ранее уличеных в
использовании своих ресурсов для пропаганды различных идей за деньги. Ссылаются они
при этом на Михаила Блинкина (научного руководителя НИИ транспорта и дорожного
хозяйства) и Вукана Вучика (мало известного в кругах специалистов ученого-публициста).

Мы не будем оперировать домыслами, «мировым опытом», и другими эфемерными
категориями. Поступим проще, и обратимся к московской реальности, где уже не один год
существует сервис «Яндекс-Пробки», и компания Яндекс, которая периодически публикует
результаты своих исследований на тему транспорта и дорожной обстановки нашего города.

В ноябре было опубликовано очередное исследование, которое наглядно показывает нам, какая из концепций развития дорожной сети города эффективнее, а какая – нет.

Не будем приводить здесь всё исследование, те, кому оно интересно в полном объеме
могут легко его найти в интернете.

Возьмем те его части, которые представляют для нас наибольший интерес:

«И утром, и вечером больше всего машин проезжает по радиальным трассам западного
направления, а меньше всего — восточного».

Как человек, отлично знакомый с дорогами города, не могу не отметить при этом важную деталь – а именно то, что из себя представляют радиальные магистрали запада и востока Москвы.

На западе:

• Звенигородское шоссе – 3-4 полосы. На всем протяжении от ТТК до МКАД – полностью
бессветофоное движение.
• Кутузовский проспект – 4-5 полос на всем протяжении. На участке от ТТК до Рублевского
шоссе – полностью бессветофорное движение. На участке от Рублевского шоссе до МКАД
– 3 светофора.

На Востоке:

• Шоссе Энтузиастов – 2-3 полосы. Светофорное регулирование на всем протяжении. На
участке от ТТК до МКАД – 14(!) светофоров.
• Щелковское шоссе – 4 полосы (одна из них для общественного транспорта). Светофорное
регулирование на всем протяжении. На участке от ТТК до МКАД – 17(!) светофоров.

Итак – перед нами две «действующие модели», две реализации подходов.

С одной стороны – Кутузовский проспект и Звенигородское шоссе как реальное воплощение
идей московского правительства и профессионалов-проектировщиков по переводу радиальных городских магистралей на бессветофорный режим.

С другой стороны – Шоссе Энтузиастов и Щелковкое шоссе как воплощение мечты фотоблогеров- мурзилок и мало кому известных «специалистов с мировым именем». Здесь и светофоры на перекрестках с каждым кварталом, и наземные переходы-«зебры».

А теперь давайте посмотрим на картинку, любезно сделанную Яндексом для иллюстрации
своего исследования. Чем толще линия, тем больший поток автомобилей пропускает через себя магистраль.



А теперь найдите, пожалуйста, самую толстую линию. Да-да, вопреки заявлениям «экспертов-
фотоблогеров», самой большой пропускной способностью обладает… 3-4 полосное
Звенигородское шоссе. Которое, напомню, полностью бессветофорное от ТТК до МКАД. Теперь взглянем на Кутузовский проспект, который на бессветофорном участке от ТТК до Рублевского шоссе по толщине почти равен Звенигородскому шоссе (при том, что полос на нем больше, 4-5). На примере Кутузовского проспекта также очень наглядно показано резкое снижение пропускной способности магистрали при переходе от бессветофорного движения к светофорному регулированию (резкое сужение толщины линии от на участке от Рублевки до МКАД).

Пробежимся по другим бессветофорным магистралям и бессветофорным участками. Так, само
ТТК обладает очень большой пропускной способностью. Высока она и на бессветофорных участках Ленинградского проспекта (От ТТК до Сокола), Проспекта Мира (от ТТК до Северянинского путепровода), МКАД.

Ну а теперь вернемся к воплощенной мечте «экспертов-фотоблогеров» — шоссе Энтузиастов с 14 светофорами и 2-3 полосами, и Щелковскому шоссе с 17 светофорами и 4 полосами.

Найдете их на карте сами? А как вам толщина 4-х полосного Щелковского шоссе в сравнении с
Звенигородским, на котором те же 3-4 полосы, но полностью бессветофорное движение? Как
видим, пропускная способность этих магистралей при одинаковой полосности – различается в 2,5- 3 раза в пользу варианта с бессветофорным движением.

Ну и как – есть еще те, кто уверен в том, что бессветофорные магистрали городу не нужны и
дороги со светофорным регулированием «вполне справятся»?

А теперь давайте немного коснемся других мифов, которые нам пытаются привить «фотоблогеры- эксперты», опираясь на ничем не подкрепленные высказывания различных людей.

Начнем, пожалуй, со ссылки на мнение Михаила Блинкина
(www.polit.ru/article/2012/10/05/transport)

Вот например табличка, которую в красиво отрисованном виде вы могли видеть в журнале одного из «фотоблогеров-экспертов». Краткое пояснение гласит: «Как видим, скоростные режимы на московских «магистральных улицах непрерывного движения» проявляют аномально высокую чувствительность к росту загрузки. По этому показателю ТТК и МКАД резко отличаются в худшую сторону не только от зарубежных фривеев, но даже от Садового кольца, на большей части которого сохранено светофорное регулирование».

При этом важнейшая часть дальнейшего комментария к табличке была «фотоблогером»
выброшена, ввиду её очевидной неоднозначности и дискуссионности. А написано там было
следующее «Аномально высокая чувствительность главных московских дорог к росту
загрузки связана, в первую очередь, с большой частотой въездов и съездов, обусловленной
отсутствием альтернативных путей сообщения. При этом большинство съездов с ТТК и
МКАД работают в режиме «стохастического светофора», при котором очереди к выездной
рампе запирают движение по основному направлению».

Ой, что это?! А это простой вывод, который расшифровывается так – неграмотно
сконструированные въезды/съезды ТТК и МКАД приводят к их запиранию столичными
водителями, поворачивающими на стоящие в пробках радиальные магистрали со светофорным регулированием со второго-третьего-четвертого рядов.

И здесь мы видим очередную подмену понятий. Необходимость грамотного проектирования
развязок, отказа от несправляющихся с нагрузкой «клеверных» развязок, нам пытаются
подменить утверждением, что все городские бессветофорные магистрали – нежизнеспособны и ненужны. Но мы то уже не верим в сказки «фотоблогеров» — мы убедились, что применительно к конкретно нашему городу, здесь и сейчас, бессветофорные радиальные магистрали являются действенным решением проблемы городских пробок и обладают в 2,5-3 раза большей пропускной способностью, чем аналогичные по полосности магистрали со светофорным регулированием.

Пойдем дальше, и разберем еще один полумиф, который описывает в своей статье Михаил
Блинкин, и которым периодически оперируют «фотоблогеры», в расчете на некритически
настроенную аудиторию. «Для радиальных магистралей главную негативную роль играют
непременные bottlenecks, возникающие ровно по месту стыка реконструированного участка
со старой московской улицей, к которой этот участок приводит. Как говаривал Станислав
Ежи Лец, «ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней
камере?».

Как вы думаете, какую такую магистраль, упирающуюся в «бутылочное горлышко» нам приведут
в пример «фотоблгеры»? Правильно – одно из любимейших детищ нашего предыдущего мэра-
пчеловода, по своей абсурдности сопоставимое разве что с памятником Петру первому и
черкизону – «Большую Ленинградку». Я не буду сейчас рассматривать подробно этот пример в
виду его явной исключительности и поэтому – крайней выгодности для оппонентов. Сделаю лишь
несколько комментариев – на участке от ТТК до Сокола бессветофорная магистраль исправно
работает, а многим людям дальше в центр и не надо, их вполне устроит беспробочное движение
до ТТК. И второе – о безумности решений этой стройки еще долго будут слагать легенды. Один
Алабяно-Балтийский тоннель чего стоит…

Так вот, заведомо идиотский по реализации пример мы рассматривать не будем, а будем
рассматривать другой. Пример грамотного подхода и интересных проектных решений, давших
хороший результат. Называется этот пример… правильно – Звенигородское шоссе. Это не
безумная магистраль в 10 рядов в одну сторону, которой так удобно пугать интернет-хомячков.
Это нормальная бессветофорная дорога в 3-4 ряда движения (стандартная полосность для
большинства существующих дорог Москвы). С грамотными развязками, при проектировании
которых ушли от «самоблокирующейся» при интенсивном трафике схемы «клевар». С красивыми
техническими решениями в виде двухуровневого тоннеля, по которому сверху едут три
ряда автомобилей, а снизу – проложены пути метро Митинской линии. Ну и как вам такой
пример? Пробок на этой магистрали нет на всем протяжении от ТТК до МКАД. При этом она
не циклопична по размерам и по стоимости не равна большому адронному коллайдеру. Но
конечно для «фотоблогеров-экспертов» такой пример грамотной реализации технических
решений и избавления огромного района от проблем пробок – не подходит. Им людей не
напугаешь и гешефт себе не сделаешь. При этом почему-то «фотоблогерами» подразумевается,
что реконструкция вылетных магистралей в Москве будет производиться именно по варианту
Ленинградки, а не по примеру Звенигородского шоссе.
_Shurik51_
# _Shurik51_  24 November 2012 в 03:52
ох как много же букаф(
но по идее интересно,хотя я половины не осилил)
Lukvoid
# Lukvoid  24 November 2012 в 10:25
_Shurik51_, а вы все же дочитайте)
Razr
# Razr.ЮВАО  14 March 2013 в 14:56
В целом смысл такой - убирайте светофоры с радиальных шоссе и будет вам счастье)
Mafiozik
# Mafiozik  19 March 2013 в 17:27
Звенигородка вечером стоит перед мкад'ом, но это происходит по причине пробки на мкад'е которая образовывается из-за клевара с волоколамкой) тут все связано как ни крути) но безсветофорка выигрывает во всем.

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять сообщения. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

Москва СЗАОУгнали машину 12 November 2017 в 14:10
2
Москва СЗАОВстреча 11 December 2014 в 03:48
2
Москва СЗАОЖивые есть? 16 May 2014 в 00:34
5
Москва СЗАОПопытка №2 10 February 2012 в 21:48
3