блог сообщества Москвич (АЗЛК) →
Боевые "Москвичи": немного об АЗЛК в автоспорте...
С чем у вас ассоциируется аббревиатура АЗЛК? В силу возрастного ценза у большинства здесь присутствующих название завода имени ленинского комсомола связано с последними фильмами перестроечного периода (обязательно какой-нибудь советский гангстерито раскатывал на белом 2141), дедушкиным 408 ("как у шефа") и стоянками автосалонов, которые были забиты некомплектными "Святогорами", продававшимися по цене картошки. Долги завода, низкое качество продукции и искусственно навязанное банкротство. А тем временем завод АЗЛК имеет богатейшую историю и о некоторых её вехах я Вам буду постепенно рассказывать, вооружившись книгами, собственными воспоминаниями о работе в цехах гарантийной станции и материалами бывалых Москвичеводов. В этот раз мы поговорим о роли "Москвичей" в автоспорте.
1) Москвич 407 купе
Для участия в кольцевых и ипподромных гонках в классе специальных спортивных автомобилей, на МЗМА в 1962 году были построены два двухместных спортивных «Москвича». Крыша серийного кузова 407-й модели у них была укорочена, из четырех остались лишь две передние двери, отсутствовали декоративные элементы, шумоизоляция и обивка. Вместо серийных сорока пяти сил мощность двигателя М-407 удалось довести до 76 л. с...
"Москвич-407-Купе" спортсмены окрестили "циклопом". На этих автомобилях гонщики МЗМА завоевали немало призов в ипподромных гонках, а на «кольце» в 1962 году — бронзовую медаль чемпионата страны.
2) Москвич 412
Этот автомобиль был популярен как в ралли, так и в кольцевых гонках.
В 1964 году появились первые опытные образцы двигателя для «Москвича -412». В марте 1967 года на конвейере МЗМА был собран первый «Москвич» с этим двигателем. Параллельно был также начат выпуск «Москвича -412» в г.Ижевске. Автомобилестроителям потребовалось всего три года, чтобы первый опытный образец превратился в серийную машину. Такими темпами развития марки могли похвастать лишь немногие автомобилестроители.
Важно то, что еще перед началом серийного производства «Москвича -412» двигатель этого автомобиля уже прошел «раллийное крещение» на соревнованиях по автогонкам. За год до серийного производства «Москвича-412» форсированный вариант его двигателя (92 л.с.) установили на гоночный автомобиль «Москвич – Г4М» для ралли. Автомобиль под управлением мастера спорта В. Щавелева занял четвертое место на первенстве СССР по кольцевым гонкам в 1966 году. Но уже в августе 1968 года на чемпионате страны серийный «Москвич-412» возглавил тройку победителей.
Заводские гонщики - непременные участники почти всех чемпионатов страны, важнейших ралли и гонок, международных состязаний. За эти годы они 47 раз побеждали на первенствах Союза на своих «Москвичах»: 30 раз на кольцевых гонках, 10 на ралли и 7 на ипподромах. В длинном списке этих побед «Москвич-412» выглядит чемпионом чемпионов — представители МЗМА (позже АЗЛК) выиграли на нем 15 чемпионатов Советского Союза
3) Москвич 2140
С 1976 года параллельно с автомобилем Москвич-2138, начал выпускаться автомобиль Москвич-2140, на которых устанавливались двигатели от модели 408 и 412 соответственно. Позже, с появлением дефорсированного двигателя М-412Д, сборку моделей 2138 и 2136 (универсал) прекратили. А начали выпускать Москвич-21406, который был предназначен больше для сельской местности. Москвич-2140 имел ряд преимуществ перед более ранними моделями линейки Москвичей, потому что был оснащен отвечавшими международным стандартам безопасности передними дисковыми тормозами и вакуумным усилителем.
2140 в принципе особо не запомнился и не отличился в истории советского автоспорта и во многом это было связано с появлением Лады ВФТС-она была легче и лучше развесована. Хотя инженеры АЗЛК все же пытались противопоставить экспериментальный мотор мощностью порядка 150-160 л.с. Изюминка мотора-двухвальная головка двигателя, но с восемью клапанами. На этом моторе, устанавливали рекорды СССР, а позже участвовали в авторалли по группе А-5 (9 класс, до 2000 куб. см.) На практике дело обстояло так: подобная конструкция позволяла сократить количество пар трения, а также избавиться от склонных к зависанию на больших оборотах коромысел, наполнение цилиндров улучшалось за счет увеличения диаметра клапанов. В свое время довелось услышать эти моторы на чемпионате СССР в Крыму. Экипажи Штыкова, Филимонова на равных боролись тогда с Ладами- VFTS Тумалявичуса, Таммеки, Цауне. Но моторы Лады были все же оборотистее.
На автомобилях с двухвальной восьмиклапанной головкой цилиндров, созданной на АЗЛК в конце 60-х годов, заводские гонщики принимали участие в марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико.. В 1976 году по заказу Автоэкспорта доводкой Москвича занялась известнейшая британская инжиниринговая фирма Piper . Ее специалисты оценивали потенциал уфимского двигателя выше, чем вазовского, и сумели при рабочем объеме 1,5 литра получить 148 лошадиных сил. Головка при этом оставалась стандартной, но с увеличенными клапанами. Помимо доработки ГБЦ , поршневой группы и изменения фаз газораспределения, англичане полностью изменили выхлопную систему а подготовку смеси поручили сдвоенным карбюраторам Dellorto . Именно такой мотор стоял под капотом Москвича-2140, на котором Стасис Брундза выступал на ралли 1000 озер в 1976 году.
4) Москвич 2141
Последнюю серьёзную попытку создать машину категории "большого туризма" завод предпринял в 1988 году. Автомобиль выделялся задним (!) расположением силового агрегата (двигатель УЗАМ-412 и 5-ступенчатая коробка передач). Модель называлась "Москвич-2141 КР". На нём стоял двигатель модели "412" рабочим объёмом 1995 см3 и мощностью 175 л.с, снабжённый двумя сдвоенными карбюраторами Weber. Машина весила 890 килограммов и развивала скорость до 200 км/ч.
Конструкцию разработала молодёжная бригада заводского КБ: С. Иванов, А. Корюкалов, Д. Логинов, А. Манжуло, П. Михейкин, А. Потапов. "Москвич-2141 КР" предназначался для участия в ралли, но интерес завода к спорту к тому времени уже угас, и дальнейшие работы по спортивным машинам и автомобилям типа "большой туризм" прекратились.
Сегодня можно слышать немало нелестных оценок в адрес почившего в бозе АЗЛК. Но, прослеживая историю его конструкторских разработок с 1951 по 1988 годы, надо отдать должное успехам заводских конструкторов. При скромных возможностях предприятия они сумели создать любопытные спортивные автомобили.
Всем спасибо за внимание!
Так же спасибо форумам владельцев и любителей автомобилей Москвич в сети за некоторые материалы для поста.
1) Москвич 407 купе
Для участия в кольцевых и ипподромных гонках в классе специальных спортивных автомобилей, на МЗМА в 1962 году были построены два двухместных спортивных «Москвича». Крыша серийного кузова 407-й модели у них была укорочена, из четырех остались лишь две передние двери, отсутствовали декоративные элементы, шумоизоляция и обивка. Вместо серийных сорока пяти сил мощность двигателя М-407 удалось довести до 76 л. с...
"Москвич-407-Купе" спортсмены окрестили "циклопом". На этих автомобилях гонщики МЗМА завоевали немало призов в ипподромных гонках, а на «кольце» в 1962 году — бронзовую медаль чемпионата страны.
2) Москвич 412
Этот автомобиль был популярен как в ралли, так и в кольцевых гонках.
В 1964 году появились первые опытные образцы двигателя для «Москвича -412». В марте 1967 года на конвейере МЗМА был собран первый «Москвич» с этим двигателем. Параллельно был также начат выпуск «Москвича -412» в г.Ижевске. Автомобилестроителям потребовалось всего три года, чтобы первый опытный образец превратился в серийную машину. Такими темпами развития марки могли похвастать лишь немногие автомобилестроители.
Важно то, что еще перед началом серийного производства «Москвича -412» двигатель этого автомобиля уже прошел «раллийное крещение» на соревнованиях по автогонкам. За год до серийного производства «Москвича-412» форсированный вариант его двигателя (92 л.с.) установили на гоночный автомобиль «Москвич – Г4М» для ралли. Автомобиль под управлением мастера спорта В. Щавелева занял четвертое место на первенстве СССР по кольцевым гонкам в 1966 году. Но уже в августе 1968 года на чемпионате страны серийный «Москвич-412» возглавил тройку победителей.
Заводские гонщики - непременные участники почти всех чемпионатов страны, важнейших ралли и гонок, международных состязаний. За эти годы они 47 раз побеждали на первенствах Союза на своих «Москвичах»: 30 раз на кольцевых гонках, 10 на ралли и 7 на ипподромах. В длинном списке этих побед «Москвич-412» выглядит чемпионом чемпионов — представители МЗМА (позже АЗЛК) выиграли на нем 15 чемпионатов Советского Союза
3) Москвич 2140
С 1976 года параллельно с автомобилем Москвич-2138, начал выпускаться автомобиль Москвич-2140, на которых устанавливались двигатели от модели 408 и 412 соответственно. Позже, с появлением дефорсированного двигателя М-412Д, сборку моделей 2138 и 2136 (универсал) прекратили. А начали выпускать Москвич-21406, который был предназначен больше для сельской местности. Москвич-2140 имел ряд преимуществ перед более ранними моделями линейки Москвичей, потому что был оснащен отвечавшими международным стандартам безопасности передними дисковыми тормозами и вакуумным усилителем.
2140 в принципе особо не запомнился и не отличился в истории советского автоспорта и во многом это было связано с появлением Лады ВФТС-она была легче и лучше развесована. Хотя инженеры АЗЛК все же пытались противопоставить экспериментальный мотор мощностью порядка 150-160 л.с. Изюминка мотора-двухвальная головка двигателя, но с восемью клапанами. На этом моторе, устанавливали рекорды СССР, а позже участвовали в авторалли по группе А-5 (9 класс, до 2000 куб. см.) На практике дело обстояло так: подобная конструкция позволяла сократить количество пар трения, а также избавиться от склонных к зависанию на больших оборотах коромысел, наполнение цилиндров улучшалось за счет увеличения диаметра клапанов. В свое время довелось услышать эти моторы на чемпионате СССР в Крыму. Экипажи Штыкова, Филимонова на равных боролись тогда с Ладами- VFTS Тумалявичуса, Таммеки, Цауне. Но моторы Лады были все же оборотистее.
На автомобилях с двухвальной восьмиклапанной головкой цилиндров, созданной на АЗЛК в конце 60-х годов, заводские гонщики принимали участие в марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико.. В 1976 году по заказу Автоэкспорта доводкой Москвича занялась известнейшая британская инжиниринговая фирма Piper . Ее специалисты оценивали потенциал уфимского двигателя выше, чем вазовского, и сумели при рабочем объеме 1,5 литра получить 148 лошадиных сил. Головка при этом оставалась стандартной, но с увеличенными клапанами. Помимо доработки ГБЦ , поршневой группы и изменения фаз газораспределения, англичане полностью изменили выхлопную систему а подготовку смеси поручили сдвоенным карбюраторам Dellorto . Именно такой мотор стоял под капотом Москвича-2140, на котором Стасис Брундза выступал на ралли 1000 озер в 1976 году.
4) Москвич 2141
Последнюю серьёзную попытку создать машину категории "большого туризма" завод предпринял в 1988 году. Автомобиль выделялся задним (!) расположением силового агрегата (двигатель УЗАМ-412 и 5-ступенчатая коробка передач). Модель называлась "Москвич-2141 КР". На нём стоял двигатель модели "412" рабочим объёмом 1995 см3 и мощностью 175 л.с, снабжённый двумя сдвоенными карбюраторами Weber. Машина весила 890 килограммов и развивала скорость до 200 км/ч.
Конструкцию разработала молодёжная бригада заводского КБ: С. Иванов, А. Корюкалов, Д. Логинов, А. Манжуло, П. Михейкин, А. Потапов. "Москвич-2141 КР" предназначался для участия в ралли, но интерес завода к спорту к тому времени уже угас, и дальнейшие работы по спортивным машинам и автомобилям типа "большой туризм" прекратились.
Сегодня можно слышать немало нелестных оценок в адрес почившего в бозе АЗЛК. Но, прослеживая историю его конструкторских разработок с 1951 по 1988 годы, надо отдать должное успехам заводских конструкторов. При скромных возможностях предприятия они сумели создать любопытные спортивные автомобили.
Всем спасибо за внимание!
Так же спасибо форумам владельцев и любителей автомобилей Москвич в сети за некоторые материалы для поста.
24 October 2011 в 18:29
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.