блог сообщества Formula 1

Lotus 79 или болид-крыло.

Lotus 79 - стал еще одной гранью таланта Colin Chapman и его тяги к новшевствам. Ведь именно в этом болиде он впервые использовал эффект прижимающей силы, более известный,как граунд-эффект. К 1982 году это открытие было подхвачено всеми производителями гоночных автомобилей.
Со второй половины 1960-ых аэродинамика становилась все более значимой характеристикой для проектировщиков гоночных автомобилей. На гоночных автомобилях Формулы 1 появились спойлеры и аэродинамические крылья, которые создавали прижимную силу и увеличивали стабильность на высоких скоростях. В 1970 у пионера аэродинамики Jim Hall появилась свежая идея создания прижимной силы без получения штрафных санкций со стороны организаторов. Он приспособил два двигателя от снегоходов, оснащенные вентиляторами, чтобы откачивать воздух из под днища гоночного автомобиля, создавая там вакуум, тем самым повышая сцепление с дорогой. Это так оказалось очень эффективным решением. Но система было вскоре быстро запрещена, поскольку считалась активным аэродинамическим устройством, что было запрещено правилами.
Несколько лет спустя основатель Lotus и главный проектировщик Colin Chapman нашел иной способ увеличить прижимную силу, не используя дополнительные вентиляторы. Он сконструировал особый профиль крыла, вследствие которого воздух под автомобилем ускорялся, создавая область более низкого давления. Chapman сначала использовал эту новую разработку в гонках Формулы 1 на моделе Lotus 78 в сезоне 1977 года. Автомобиль имел утонченный кузов, построенный из алюминиевых пластин. С обеих сторон кабины водителя Lotus 78 разместились радиаторы, создававшие прижимную силу. Область низкого давления была с обеих сторон также окружена специальными фартуками юбками, которые могли скользить вверх и вниз и были всегда в контакте с трассой. Обычные крылья и спереди и сзади были спроектированы так, чтобы обеспечить стабильность на скорости

Приводимый в действие уже знакомым двигателем Cosworth DFV, Lotus 78 был впервые показан общественности в 1976 году. Под управлением Gunnar Nilsson и Mario Andretti, он захватил воображения остальных участников соревнований, и они в спешке начали переделывать свои автомобили, пытаясь добиться дополнительного прижимного эффекта, хоть толком и не понимая как это было реализовано на модели Lotus 78. Andretti одерживал первую победу сезона на Гран при в Long Beach. После он выиграл еще три гонки, Nilsson также добавил еще одну к общему числу побед. Даже при том, что Andretti был самым успешным водителем, а Lotus 78 был самым успешным автомобилем, ни один из титулов не достался команде Lotus. Это было вызвано крайне низкой надежностью в целом. Одной из проблем был очень легкий кузов, который не был приспособлен для управления гоночным автомобилем, использующим дополнительный прижимную силу.
Chapman знал, что он спроектировал успешный гоночный автомобиль, развил этот эффект дальше в течение сезона 1978 года. Большая часть пластин, используемых для шасси, была заменена обычным листовым алюминием. Это увеличило вес болида и позволило максимизировать эффект прижимной силы, по мимо этого еще большие радиаторы были размещены с обеих сторон автомобиля, также были удлинены дополнительные фартуки. По сравнению с предыдущей моделью Lotus 78 новый автомобиль Lotus 79 имел намного более обтекаемый и более гладкий корпус. Испытания в аэродинамической трубе показали, что Lotus 79 был на 25 % эффективнее чем его предшественник. Печально, что автомобиль не был готов к началу сезона, и команда Lotus была вынуждена использовать старую модель Lotus 78 в первых гонках сезона 1978 года.
Слабое здоровье вынудило Nilsson оставить гонки Формулы 1, он был заменен талантливым гонщиком Ronnie Peterson из Швеции. Перед тем как Lotus 79 был полностью готов Peterson и Andretti одержали победу на старом автомобиле. Lotus 79 появился впервые на Гран при в Бельгии, и Andretti одержал очень убедительную дебютную для гоночного автомобиля победу. В оставшуюся часть сезона команда Lotus доминировала, Andretti выиграл в общей сложности шесть гонок,Peterson - две. Andretti и Lotus были коронованными чемпионами задолго до того, как сезон был закончен. Также в этом сезоне было и очень печальное событие. С Ronnie Peterson произошел фатальный несчастный случай на трассе в Монцо. Посмертно Ronnie Peterson закончил чемпионат на второй позиции.

В сезоне 1979 года конкуренты догнали Lotus, и прежде доминирующий Lotus 79 больше не был абсолютным победителем. Команда Lotus должна была полагаться на свою победную модель 1978 года (Lotus 79) в течение большей части сезона, поскольку новый Lotus 80 был полным бедствием. Chapman зашел со своей идеей эффекта прижимной силы слишком далеко и создал автомобиль, которым было сложно управлять. Только Patrick Head из команды Williams развил этот эффект в правильном направлении, и его разработки, использованные в модели Williams FW07, были основой для самых ранних проектов 1980-ых. После этот эффект дополнительного сцепления был в конечном счете запрещен в конце 1982 года, поскольку образовавшиеся скорости становились слишком высокими. Многие аэродинамические решения, которые применил Chapman, все еще играют жизненно важную роль в проектировании гоночных автомобилей.

Lotus 79, участвовал в большинстве гонок сезона 1978 года под управлением Mario Andretti. Эта модель была сохранена компанией Lotus и является сегодня частью Clive Chapman's Classic Team Lotus.
5
7 June 2010 в 17:43
2356
3
3 комментария:
Dimax
#  Dimax   7 June 2010 в 21:11
Познавательно. И очень интересно!
3
Lenya
#  Lenya.F1   7 June 2010 в 22:35
Спасибо, приятно и интересно читать)
1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29